На этой неделе компания Buena Vista Home Entertainment, дочернее предприятие Walt Disney, занимающееся домашним видео, выпускает на американский рынок ограниченную партию «самоликвидирующихся» DVD. Этот формат известен под названием EZ-D. Покупателю подобный диск достается в вакуумной пластиковой упаковке, он выглядит как обычный DVD, однако отличается тем, что у владельца, надорвавшего защитную оболочку, на просмотр фильма остается ровно 48 часов. Затем диск чернеет и теряет всякую культурную ценность. Раньше, чем новинка успела появиться на прилавках, по ее поводу послышались скептические замечания. Люди, считающие себя специалистами в области развлечений, сомневаются, что потребитель с удовольствием раскошелится на целых 7 долларов ради диковинного EZ-D. Например, аналитик из компании McAlpine Associates, Дэнис МакАльпин (Dennis McAlpine), считает, что затею с EZ-D можно рассматривать только как эксперимент, но ни в коем случае не как инструмент получения прибыли.
Нетрадиционному носителю придется столкнуться с жесткой конкуренцией: крупнейшие точки розничной торговли, например, сеть супермаркетов Wal-Mart, уже начали продажу DVD-дисков по сниженным ценам — $5,88 за единицу. Кроме них еще существует популярная услуга по продаже одноразовых просмотров кинофильмов, ее предоставляют спутниковые и кабельные телеканалы всем, кого угнетает необходимость «забросить» видео в «магазин на углу», да еще доплатить за превышение срока проката.
Известно, что пункты проката годами наваривались на просроченных возвратах. Иногда штрафы составляли не меньше самой стоимости аренды кассеты или диска, но при этом из них не нужно было делать отчислений в пользу записывающей компании. Вероятно, это и заставило студии видеозаписи искать альтернативные пути распространения собственной продукции — такие, как EZ-D. Все же сети проката остаются важной частью индустрии домашнего видео. Студии продают их владельцам фильмы по выгодным ценам, заключая при этом договор о последующем разделе прибыли.
Марк Заделл (Marc Zadell), эксперт из аналитической фирмы Blaylock & Partners L. P., тоже прогнозирует реакцию покупателей на недолговечный семидолларовый EZ-D: ему кажется, что люди оценят этот товар как «дороговатый». Для сравнения можно привести среднюю цену пятидневной аренды DVD в США — она составляет в среднем $4.