Одной из причин нынешнего роста цен правительство назвало поведение монополистов на региональных рынках продовольствия. В связи с этим Федеральная антимонопольная служба (ФАС) устраивает теперь проверки и уже выявила первые проштрафившиеся регионы (как будто она не должна заниматься такими проверками на постоянной основе). Однако пока чиновники предпочитают умалчивать об истинных причинах такого монополизма. А их по меньшей мере две, и обе -- следствие действий чиновников. Первая -- бюрократические трудности входа на рынок для тех, кто решил заняться тем или иным бизнесом. Вторая заключается в том, что более или менее беспроблемно могут работать только компании, близкие к органам власти или отдельным чиновникам. Остальным ставятся такие палки в колеса, что рано или поздно они с рынка уходят. Остаются две-три крупные структуры, которые, договорившись с местной властью, способны реализовывать свою ценовую политику.
Фермеры, конечно, не относятся к числу высокопоставленных критиков, зато они-то изнутри видят нынешнюю систему российского сельского хозяйства. «Мне, например, непонятно, почему себестоимость сена, когда я его покупаю в колхозе, -- 1200 руб. за тонну, а когда кошу его сам -- 500 руб.? Не понимаю, почему на одно поле нужно пять больших косилок, если мне достаточно одной маленькой? И почему уже свернутое сено лежит в поле, пока его хорошенько не промочит дождями и оно не начнет гнить, и только потом его убирают? Я вообще не понимаю, почему в России на одного работника всегда оказывается четыре начальника, которых к тому же никогда нет на месте?» -- сказал в интервью российской прессе Пьетро Мацца -- итальянец, организовавший в Тверской области ферму по производству сыров. Это лишь один из тысячи примеров на тему о том, является ли недостаток инвестиций главной, а то и единственной (как часто уверяют) причиной нынешнего положения в аграрном секторе России. К слову, за счет нацпроекта эти вложения теперь значительно выросли, а на ближайшее пятилетие, согласно недавно принятой агропрограмме, увеличатся втрое (плюс к этому с сельских хозяйств регулярно списываются долги). Что лишь делает более актуальным вопрос: какова эффективность этих вложений, каковы издержки?
Судя по всему, в правительстве нет единого мнения, каким образом не только стабилизировать ситуацию на рынке продовольствия, но и вообще развивать сельское хозяйство. Алексея Гордеева, видимо, не устраивают рыночные меры таможенно-тарифной и антимонопольной политики. Кажется, он намерен идти «другим путем» и воспользоваться ситуацией, во-первых, для еще большего вмешательства государства в сельскохозяйственное производство, а, во-вторых, в соответствии с устоявшейся традицией, выбить "под кризис" дополнительные бюджетные миллиарды. Субботние заявления г-на Гордеева подтвердили, что на рыночные отношения в курируемом секторе он надежд не возлагает. Министр, по сути, вообще предложил исключить сельское хозяйство из рыночных отношений. «Государство заинтересовано в том, чтобы в стране было современное сельское хозяйство, а также в том, чтобы не создавать жесткой конкуренции в производстве внутри страны, мы должны вытеснять импорт. У нас есть специфика производства: мы имеем дело с живым товаром, и в этой связи важно не заставлять производителей конкурировать друг с другом», -- сказал глава Минсельхоза.
Собственно, плоды такого подхода и вкушают сегодня потребители. Эксперты говорят, что не менее опасен для экономики и уже культивируемый в России способ регулирования ценообразования путем разъяснений и увещеваний бизнеса органами власти. Такая практика, похоже, может быть расширена. Первый вице-спикер Госдумы от фракции «Единая Россия» Олег Морозов уже предложил продолжить эксперимент административного манипулирования ценами: «Мы договорились, партия и фракция, обратиться к нашим партнерам -- бизнес-организациям, таким, как «Опора России», «Деловая Россия» и РСПП, с просьбой, чтобы предложить предпринимателям договориться и заключить что-то типа картельного соглашения, чтобы не допускать искусственного повышения цен». Интересно, как теперь отреагирует ФАС на проект "партийного" картельного соглашения?
Попытки в ручном режиме управлять экономикой, тем более -- ценами, вряд ли могут закончиться как-то иначе, чем это заканчивалось всегда. То есть дефицитом и новым всплеском цен. Рано или поздно перекосы дадут о себе знать, причем там, где правительство и депутаты сегодня даже и не подозревают. Если они не смогли спрогнозировать даже нынешнее повышение цен, хотя напряженность на рынках по тому же зерну или молоку стала возникать еще весной, то каким образом они смогут увидеть угрозы там, где последствия наступят, скажем, через год?
http://www.vremya.ru/2007/188/4/189201.html