Главная | Регистрация | Вход

Четверг, 28.03.2024, 21:02
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 10
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 9
  • 10
  • »
Модератор форума: Кошмарик  
Форум » Новости » Моршанск » Люби и изучай свой край родной (о Моршанске)
Люби и изучай свой край родной (о Моршанске)
Маска Дата: Суббота, 12.01.2008, 23:31 | Сообщение # 16
лучик Света
Заслуженный труженик форума Юбилейная - форуму год Ум, честь, совесть, красота и золотой голос форума Юный мичуринец Лучший повар
Группа: Администраторы
Сообщений: 17581
Статус: Offline
Оберегать родные могилы предстояло спутнице графа Елизавете Андреевне, урожденной Шуваловой (1845 – 1924), внучке Михаила Семеновича Воронцова. Ее мать София Михайловна была дочерью Елизаветы Ксаверьевны Браницкой которой был страстно увлечен Пушкин. Гипотеза о том что мать Елизаветы Андреевны была внебрачной дочерью Пушкина, по утверждению Т. Г. Цявловской, подтверждалась семейными рассказами потомков поэта.
Отец Елизаветы Андреевны – Андрей Павлович Шувалов (1816 – 1876) был сыном видного военачальника. Мальчик рос за границей, после смерти отца воспитывался в доме М М Сперанского, был офицером действующей армии, в боях на Кавказе получил тяжелое ранение в грудь. Вместе с Лермонтовым Шувалов входил в петербургский «кружок шестнадцати». Выйдя в отставку, вступил в брак с Софьей Воронцовой. Была ли счастлива эта семья? Скорее всего, нет В записках современника отмечалось, что 14 апреля 1876 года «внезапно умер гр. Андрей Шувалов. Он скончался у госпожи Н., с которой его отношения не прерывались с 50-х годов». Возможно, именно эти обстоятельства жизни (детское и юношеское одиночество) Елизаветы Андреевны и Иллариона Ивановича сыграли положительную роль в формировании семьи Воронцовых-Дашковых, оказавшейся на редкость дружной и большой. Судьба четверых сыновей и четырех дочерей Воронцовых-Дашковых была связана с Новотомниковом.
В марте 1886 года граф ходатайствовал о причислении сыновей к тамбовскому дворянству. Сам он с юношеских лет был внесен в 5-ю часть родословной книги Московской губернии. В 1916 году появляются ходатайства о внесении в родословные книги внуков от сына Иллариона и внука от сына Ивана, рожденною через четыре месяца после смерти отца (1897). Большое потомство Воронцовых-Дашковых породнилось с крупнейшими фамилиями России. После революции судьба разметала их по белу свету и чужие земли приняли их прах. Имена потомков встречаются в некрополях Де Буа, Тестаччо, на кладбищах Германии. Исчерпывающая родословная роспись представлена в работе В. Н. Алексеева «Граф И. И. Воронцов-Дашков и его потомки».
В дореволюционные времена в летние месяцы в Новотомникове отмечались именины рожденных, особо торжественно праздновали именины Елизаветы Андреевны 5 сентября. Нередко на торжества приезжали столичные гости и великие князья. Год 25-летия бракосочетания Воронцовых-Дашковых (1892) был отмечен рядом милосердных акций, в которых активное участие принимали дети. В 90-х годах голод охватил многие уезды Тамбовской губернии. В графской экономии у Малой Моршевки крестьяне оказались в экстремальных условиях: пожар уничтожил большую часть села неурожай лишил хлеба. Лебеда и мякина стали основной пищей для жителей. Дочери графа – Софья и Мария, открыли бесплатную столовую для детей и стариков на 172 человека. С января 1892 года бесплатные столовые открылись в Вановье и в здании сельского училища в Новотомникове. В общей сложности семья графа открыла бесплатных столовых на 2500 человек. Воронцов-Дашков помогал сохранить животных в крестьянских хозяйствах, приобретая для них корм и принимая на прокорм более ста животных в конюшни имения. Представители Особого комитета помощи голодающим во главе с председателем графом Бобринским знакомились с работой бесплатных столовых. В том же 1892 году Новотомниково посетил великий князь Александр Михайлович, вложивший немало средств для поддержки крестьянства в голодные годы.
В милосердных акциях Воронцовы-Дашковы сотрудница, ли с тамбовскими иерархами, сохраняя с ними доброжелательные отношения и тогда, когда они отбывали в другую епархию. Будучи наместником Кавказа граф оказывал поддержку Экзарху Грузии, бывшему Тамбовскому епископу Иннокентию. Архиепископ Димитрий направлял деньги, собранные прихожанами Бахчисарая графине Воронцовой-Дашковой, как председательницеКавказкого ко митета помощи пострадавшим от войны. Воронцовы-Дашковы присутствовали на открытии мощей преподобного Серафима Саровского (1903) Постановления Синода об открытии мощей старца были подписаны митрополитом Московским и Коломенским Владимиром, рожденным в семье священника из Малой Моршевке.
Неумолимое время заставило стареющего графа думать о перспективах наследования солидной недвижимости и о судьбе родового гнезда. Первое завещание было составлено в мае 1894 года, за три года до гибели старшего сына. В книге актов С-Петербургского нотариуса значилось: «Все принадлежащее мне движимое и недвижимое имущество, как благоприобретенное, так и родовое, я генерал-адъютант граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков завещаю в пожизненное пользование и владение супруге моей Елизавете Андреевне Воронцовой-Дашковой, урожденной графине Шуваловой».

Завещание свидетельствовало в первую очередь о том, что граф не видел в старшем сыне способностей управлять столь сложным организмом, как воронцовские владения. Опытный государственник хорошо представлял возможности и интересы своих детей. Из всей большой семьи доверить владения он мог только одному человеку, которому безраздельно верил и рядом с которым прошел весь долгий жизненный путь. Возможно, он заботился о ее будущем, возможно, надеялся, что она сумеет удержать повзрослевших птенцов под своим крылом в родовом гнезде.
Второе завещание было составлено в Тифлисе за 12 дней до смерти, последовавшей 15 января 1916 года. Но между этими завещаниями в середине 1913 года появился еще один немаловажный документ. Указом Сената генерал-адъютанту Воронцову-Дашкову было «разрешено учредить в его роде родовое недвижимое имение в Шацком уезде под названием Новотомниковское, которое после смерти графа поступало в пожизненное владение его супруги». К неприкосновенному капиталу, хранящемуся в Петербургском банке, присоединялось недвижимое имение, чтобы они «впредь составляли единое, нераздельное, заповедное имение на следующих основаниях: к составу Новотомниковского заповедного имения присоединялись принадлежавшие графу на праве собственного, имения при с. Лесном Конобееве, Лесном Ялтунове, Новософьине и Желанном и деревень Сновоздоровой, Токаревой, Завидовой и Шарик (пл 15572дес. 885 кв. саж.). имения присоединяются со всеми строениями; наследование – указом Сената». В решениях по созданию заповедного имения проявляется очевидное нежелание дробить землевладение и уверенность что оно будет благополучным только оставаясь крупным. Без сомнения принимались во внимание и соответствующие льготы государства в отношении заповедных имений.
По тому же принципу после смерти мужа Елизавета Андреевна, как попечительница имущества внука Ивана Ивановича, начинает ходатайствовать в мае 1916 года об учреждении Парголовско-Пермского заповедного имения все заботы по управлению имениями и главной конторой в Петербурге полностью легли на плечи графини.
Неожиданно и жестоко входила революция в жизнь Воронцовых-Дашковых: 28 июня 1905 года во время обычного приема посетителей террорист Куликовский расстрелял в упор мужа их старшей дочери Александры – московского градоначальника Павла Павловича Шувалова.

В 1917 году усложнилась обстановка в тамбовских владениях. Графиня вынуждена была просить Тамбовское отделение Дворянского банка о льготах по платежам за ранее полученные ссуды. Основанием служили отказы крестьян платить за аренду земель, грабежи экономии и самовольное прекращение работ. Тревожная безнадежность охватывала владельцев тамбовских поместий.
Декрет о земле, принятый в октябре 1917 года, лишил основы для существования дворянских усадеб. Осенью 1917 года губернскими властями имения были переданы под храну земельных комитетов, задачей которых «являлось облегчение и урегулирование болезненного процесса перехода... к нормальному проведению земельной реформы». Этот период стал начальным этапом разрушения усадеб. К началу 1918 года разграбление имений приняло значительные размеры и моршанские власти сообщали губернскому центру, что «нет реальной силы к подавлению идущих почти во всем уезде погромов».
Уничтожались сахарные и спиртовые заводы, растаскивались племенные конные центры. Новотомниковскии конный завод был одним из крупнейших в Шацком уезде, но и его постигла та же судьба. Имение Воронцовых-Дашковых поставлено на учет Шацким уездным земельным комитетом в сентябре 1917 года. Конный завод предполагалось использовать для воспроизводства лошадей, но задача оказалась нереальной: большинство племенных животных было разворовано, некая часть использовалась на работах, племенная работа полностью прекратилась.
Эпоха благоденствия Новотомниковского имения закончилась с Илларионом Ивановичем Воронцовым-Дашковым: с 1918 года начинаются процессы разрушения того, что создавалось десятилетиями.
Картина разрушений в этот период была катастрофичной – имения бесследно исчезали с лица земли. Графское имение в Богоявленском с добротным каменным домом управляющего, каменными корпусами для служащих, каменными конюшнями, скотными дворами, сараями для локомобилей и молотильных машин, мастерскими, теплицами и парниками растворялись в небытии. Некоторые постройки были распроданы, некоторые – снесены, разграбленные крахмальные и винокуренные заводы уже не представляли ценности; что не распродавалось, растаскивалось жителями. Повсеместное крушение усадеб способствовало появлению в 1918 году циркуляра из центра всем уездным Советам: «Во многих имениях, принятых волостными и уездными земельными комитетами, находятся предметы, представляющие большую культурную ценность – памятники старины, рукописи, редкий фарфор, обширные библиотеки, мебель, картины». Далее рекомендовалось все это сберечь, упаковать и переправить в надлежащие места: изделия из золота – в казначейство, произведения искусства – в музеи.
Циркуляр – замечательный по содержанию, но кому адресовался он в глубокой провинции? Полуграмотным крестьянам, не понимавшим ценности родовых архивов и старинных книг и использующим эти ценности на самокрутки.
В бывших имениях Шацкого уезда опись художественных ценностей началась 22 октября 1918 года инструктором земельного отдела Плотниковым П.С. Документ Умалчивает о том, кем был он по образованию. В его отчете отмечалось, что 3 декабря 1918 года «осматривали дом в новотомникове – ничего не нашли». По общему заключению инструктора «бывшие помещики Шацкого уезда очень мало интересовались художественными ценностями».
Этим выводам трудно верить; Воронцовы-Дашковы не только глубоко интересовались искусством и были владельцами редких коллекций, но и стремились сохранить их для России. В 1886 году распродавалось голицинское собрание картин. Благодаря решению министра двора Воронцова-Дашкова уникальная коллекция не оказалась рассеянной повсеместно, а была полностью приобретена для Эрмитажа.
Невозможно поверить и тому, что в любимой графской усадьбе не было художественных ценностей. Известно что благодаря эмиссарам Наркомпроса в 1918 году в библиотеку Румянцевского музея было передано 5000 томов из уcaдебного собрания Новотомникова. Возможно, среди этих подаренные Воронцову-Дашкову. Возможно, в этой усадьбе хранилась оригинальная коллекция тростей и палок, принадлежавших историческим лицам и подаренная графу князем Лобановым-Ростовским. Некоторые экспонаты семейного собрания попадали в музеи еще при жизни владельцев. Весной 1912 года, когда Россия готовилась отметить 100-летний юбилей Отечественной войны, графиня Воронцова-Дашкова, урожденная Шувалова, передала московскому музею саблю своего пращура Павла Андреевича Шувалова. Эта сабля была подарена графу Наполеоном, когда Шувалов сопровождал поверженного императора, оберегая его от покушений, при отправке на остров Эльбу. История дворянских родов сохранялась в портретах семейных галерей; несомненно, они были в богатейшем Новотомниковском имении. В Пушкинском Доме хранится акварельный портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой (Браницкой) работы Жозефа Тельчера, ранее находившийся в тамбовском имении.
В музее коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева находится картина Николая Самокиша «Табун лошадей Новотомниковского конного завода» (1889), за которую художник получил звание академика. Где находятся художественные полотна из галереи Новотомникова, пока еще неразгаданная тайна...
При вывозе ценностей в 1918 году своевременных записей никто не делал – куда, когда и сколько отправлено не сделаны они и по горячим следам, когда еще были живы очевидцы событий. Ныне невозможно даже представить, какие ценности находились в усадьбе, каким был усадебный архив и куда все это исчезло.
Декрет ВЦИК и СНК от 19 апреля 1924 года поднял новую волну интереса к усадьбам и их передаче отделам по делам музеев для хозяйственной эксплуатации – для извлечения средств на охрану памятников. К памятникам искусства был поотнесен усадебный дом в Новотомникове и храм с часовней, но по заключению межведомственной комиссии усадьба Воронцовых-Дашковых не подлежала передаче отделу музеев, так как после национализации находилась в пользовании Госконезавода. В начале октября 1939 года губернскими властями решено «передать для реставрации и приспособления под лечебное учреждение здание новотомниковского дворца, находящегося на центральной усадьбе 77 конезавода как ничем не занятого и не использующегося на всем протяжении существования завода» и немедленно приступить к его восстановлению.
В течение XX столетия профиль лечебных учреждении, располагавшихся в главном усадебном доме, неоднократно менялся; сначала это был детский туберкулезный, после 70-х годов – детский астматический санаторий. Второй особняк, построенный за несколько лет до революции, был предоставлен новотомниковской школе. В декабре 1979 года решением облисполкома № 513 ансамбль усадьбы Воронцова-Дашкова (дома, конюшни, церковь, часовня, въездные ворота и парк) признан памятником архитектуры.
Судьба оказалась благосклонной к усадьбе, сохранив ее облик и в трагические 30-е и в застойные 70-е годы.


 
Маска Дата: Воскресенье, 13.01.2008, 15:25 | Сообщение # 17
лучик Света
Заслуженный труженик форума Юбилейная - форуму год Ум, честь, совесть, красота и золотой голос форума Юный мичуринец Лучший повар
Группа: Администраторы
Сообщений: 17581
Статус: Offline
Новотомниковская жемчужина – Благовещенская церковь, могла исчезнуть с лица земли, как многие другие храмы XX столетия.

Эту трагедию остановила отчаянная храбрость сельской женщины Марии Федоровны Родиной. «Угрожая вилами она разогнала компанию подрывников», писала впоследствии ее дочь. Церковь была сохранена, но женщина с 4-летней дочерью и местным духовенством оказалась в тюрьме. После освобождения из-за опасности преследования Мария Родина с дочерью бежала в Москву. Девочка – Анна Павловна Родина, выросла, получила образование, работала на ответственных должностях в Министерстве обороны и Генеральном штабе, но всегда помнила о гражданском подвиге своей матери и сказочной красоте Благовещенской церкви, от которой начинался ее путь в большой мир.
Возвращение церкви верующим произошло благодаря трехлетним ходатайствам священника Валентина Ястребцева. В то же время он начал собирать деньги на ремонт еще невозврашенного храма во всех селах округи.
Большая часть средств ухода на нужды государства и помощь Красной Армии, меньшая вместе с тайными пожертвованиями сберегалась для будущей реставрации Благовещенской церкви.
Предки Валентина Ястребцева с середины XIX столетия служили в церкви села Княжево. Возле алтаря княжевской церкви упокоились его прадед о. Иоанн (1873), дед о. Николай (1906). Возле них погребен и о. Валентин (1988). Неизвестна лишь могила его отца – священника Петра (1939), ее поглотило жестокое время.
Не избежал гулага и священник Валентин Ястребцев. В 1929 году на пять лет он был сослан на строительство Беломоро-Балтийского канала; в 1937 году – на строительство железной дороги в Забайкалье, откуда вернулся инвалидом второй группы.
Когда-то в конце XIX века граф Воронцов-Дашков протянул руку помощи его деду – священнику Николаю. Случайный пожар уничтожил все его хозяйство, оставив на улице с тремя своими детьми и сыном умершей сестры. Сочувствуя вдовцу, граф построил ему каменный дом. В середине XX века внук священника вернул долг своих предков графу, возродив к жизни Благовещенскую церковь.
Предки Ястребцева хранили в памяти разнообразные легенды, героями которых были владельцами Новотомникова. Они передавались из поколения в поколение обрастая, фантастическими деталями и сплетаясь с реальными событиями. О некоторых из них автору этой работы рассказывал отец Валентин в 1983 году. Одна из легенд повествовала о счастливом спасении семьи графа при крушении поезда и данном Богу обете построить в имении новый храм. Другая легенда была связана с выбором типа будущего храма. По словам священника, все проблемы, связанные со строительством храма, решала Елизавета Андреевна. Она хотела создать в Новотомникове не только дом молитвы, но и памятник искусству своего времени.
Именно графиня выбрала архитектора Султанова, имя которого было запечатлено на внутренней западной стене крупными золотыми буквами.
Валентин Ястребцев отмечал, что все учреждения в Новотомникове – больница, школа, почтово-телеграфная контора и весь обслуживающий персонал храма были на полном довольствии графа. За счет графини в Петербургской капелле на регентском отделении был обучен Александр Еремеев, создавший в Благовещенской церкви великолепный хор из учеников церковно-приходской школы и прихожан. Остатки хора графских певчих еще украшали своими голосами службы в церкви в середине XX столетия.
После революции храм оказался без средств, по словам священника, люди были слишком изнежены заботой графа и не смогли сами содержать церковь. В 1935 году священник Александр Еремеев не сумел выплатить налоги и вынужден был передать здание сельскому совету. Уникальный памятник церковной архитектуры приспособили для хранения зерна и до 1946 года он находился в распоряжении глубинного пункта.
Наивно полагать, что здание церкви и ее интерьеры сохранились в идеальном варианте. По словам Валентина Ястребцева, в храме многое не удалось сохранить, а реставрация осуществлялась любителями, а не профессионалами. Благовещенский престол был освящен 15 сентября 1946 года, придел архистратига Михаила – лишь в 1948 году.
В некрополе возле церкви отец Валентин собрал разбитые могильные камни и над ними вместо утраченных древнерусских поставил кресты из водопроводных труб, а над могилой Иллариона Ивановича положил металлический лист с неровно выбитой надписью «Генерал-адъютант граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков. 1837–1916». На небольшой пластине, закрепленной на кресте, была выбита короткая надпись: «Строителям и создателям святого храма».
Священник Валентин вписал свое имя в историю старой усадьбы и Благовещенской церкви – он прослужил в ней 42 года, был назначен в этот приход распоряжением архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в феврале 1946 года, а утвержден в этой должности епископом Иоасафом.
Усадебный комплекс неотделим от новотомниковского парка,

имевшего огромную самостоятельную ценность и не только, как организующего природную среду вокруг зданий, он был памятником природы и произведением искусства. Новотомниковский парк – один из немногих сохранившихся, отнюдь не в первозданном виде. Облик его изменился вследствие новых условий хозяйствования, а также в результате изменения водного и питательного режимов. Пока не выявлено документальных источников по планировке и парковым насаждениям. На усадьбе в 35 десятин парк занимал площадь в 22,5 десятины. Существует немного описаний парка, составленных в течении XX столетия, причем дата его основания разными специалистами оценивается по-разному. Одни считают, что он заложен в XVIII веке, другие называют 80-е годы XIX столетия.
Авторская точка зрения – конец 50-х годов XIX столетия. Достоверно раскрыть историю парка могли бы натурные обследования с участием ландшафтных архитекторов, почвоведов, археологов и геодезистов.
До настоящего времени считалось, что формирование парка связано с именем профессора М.К. Турского. По мнению автора, труды Турского, как частного лесовода, связаны с закладкой значительных площадей сосен, елей, лиственниц и дуба. Возможно, именно с него начиналось искусственное лесоразведение особо ценных пород сосен на землях Воронцова-Дашкова, ведь с развитием капитализма в России лесоводство приобретало особое значение. Саженцы выращивали в собственных питомниках, разбросанных по разным участкам лесных площадей. За успешную реализацию проектов лесоустройства, осуществленных на площади 655 десятин, Воронцов-Дашков был удостоен золотой медали и премии в 500 полуимпериалов. Лес, разбитый на четкие квадраты в 40 и 25 десятин, строго охранялся от случайных пожаров и вырубки. Без сомнения можно утверждать, что лесоразведение осуществлялось специалистом-лесоводом, но к устройству парка он вряд ли имел прямое отношение.
Есть основания полагать, что формирование парка связано с именем ученого садовода Эдуарда Августа Регеля (1815-1892), который в течение 37 лет был директором Ботанического сада в Петербурге. Он изучал ботанику в геттингенском Ботаническом саду, работал в садах Бонна и Берлина, был главным садовником в Цюрихе и имел степень доктора философии. Регель сделал Петербургский Ботанический сад одним из лучших в Европе. Его сын Роберт Регель – магистр-ботаник (1891), приват-доцент Петербургского университета был автором крупных работ, среди которых «Заметки по фитогеографии России». Совсем не случайно новотомниковский парк называют средоточием фитонцидных пород деревьев и кустарников. Парк отличался видовым многообразием местных пород (березы, липы, дубы, клены, сосны) и экзотов (лиственницы, кедры, ива белая, тополь белый). Истоки парка – в трудах забытого ученого садовода Регеля, а опека в 90-х годах – трудами его сына. С востока парк был ограничен широкой плотной насыпью,обсаженной как аллея с обеих сторон деревьями, она вела в сторону Княжева. С южной стороны ярко просматривается обваловка парка, заросшая молодой порослью малоценных пород. С севера парк ограничен прудом. Пруды в усадьбе (второй – на юге-западе) имели не только хозяйственное и мелиоративное назначение , но и служили декоративным элементом оформления усадьбы. Прежняя четкая конфигурация прудов давно утрачена; зеркало северного пруда в XX столетии значительно сократилось из-за отсутствия систематической очистки, осыпей и необходимой искусственной подпитки. Летом 2002 года пруд почти высох, его исчезновение приведет к частичной гибели парка.


 
Маска Дата: Понедельник, 14.01.2008, 11:36 | Сообщение # 18
лучик Света
Заслуженный труженик форума Юбилейная - форуму год Ум, честь, совесть, красота и золотой голос форума Юный мичуринец Лучший повар
Группа: Администраторы
Сообщений: 17581
Статус: Offline
Согласно циркулярам Наркомпроса и Наркомзема в апреле 1923 года усадьба Воронцовых-Дашковых была взята на учет. В ее описании значилось, что под усадьбой – 8 десятин, под огородом – 2,5 десятины, под парком – 22 десятины, под садами – 13 десятин.
Сады располагались в юго-западной части имения, границы их в нынешнем варианте Новотомникова можно определить только предположительно. Сады, оранжереи, теплицы были неотъемлемой частью усадьбы и имели хозяйственное и эстетическое значение. Для хранения плодов имение располагало хранилищами, устройство которых достойно особого внимания.
Воронцов-Дашков питал любовь не только к своим садам, но и к садам своих соседей. Не раз вместе с графиней он посещал сад священника Иоанна Стандровского в селе Высоком. Волею судьбы усадьба священника полностью выгорела во время случайного пожара и граф предоставил погорельцу строевой лес на все необходимые постройки.
Удивительно и неповторимо Новотомниково во всем своем многообразии. Но при всей первозданной красоте усадьбы трудно говорить с радужным оптимизмом о полностью сохранившейся усадьбе. Сохранилось лучше, в сравнении с утраченными полностью...
На главном здании табличка: «Памятник архитектуры XIX века. Ансамбль усадьбы Воронцовых-Дашковых охраняется государством». Но дом, независимо от охраны и от государства, разрушается, осыпаются углы и карнизы, распадается кирпичная кладка старых веранд. За домом – бетонная площадка для танцев, у западного фасада старого дома – фонтан, сооруженный мастерами в 1973 году.

Резко изменился ландшафтный облик парка, куртины и поляны зарастают малоценной порослью, полностью утрачен рисунок парковых аллей. Утрачиваются старовозрастные насаждения, с пришкольной поляны исчезли могучие деревья XIX века – каштан, лиственница и дуб; в дуплах стволов в парке выжигается заложенный в них мусор. Парковую территорию пересекают разбитые колеи – очевидное следствие свободного использования территории для транзита людей, транспорта и животных. Центральная часть усадьбы обезображена школьными туалетами в российском варианте, а возле них – каменные надгробия любимых владельцами собак с полустертыми надписями – Фокс и Васпа.
Двадцатый век принес новотомниковской усадьбе немало потерь. Зимой 1978 года сгорело от неисправной проводки старое здание больницы, построенной Воронцовым-Дашковым, пожаром был поврежден чуть позже и усадебный дворец. В разрушенном состоянии дом, построенный для семей конюхов; обветшало, утратив первоначальный вид, здание ветлечебницы, оформленное в былые времена оригинальной символикой; требуют капитальных ремон тов конюшни и манеж. Некрополь Воронцовых-Дашковых нуждается в творческой инициативе хорошею скульптора. Все перечисленное – фрагменты того, что мы называем усадьбой Воронцовых-Дашковых.

Новотомниковская усадьба притягивает своих гостей, побывавших в ее первозданности хотя бы один раз. Автору посчастливилось посетить Новотомниково трижды.
В начале лета 1983 года усадьба встретила своих гостей буйством красок, запахов и звуков. Мы бродили по заросшим тропам, отдаленно напоминающим аллеи, и чувствовали себя в каком-то сказочном мире. В этом волшебном царстве нам явилась маленькая фея с огромными прозрачными глазами. Весь день она сопровождала нас в блужданиях по парку, делила с нами скромную трапезу и отдых на стволе огромного упавшего дерева. Маленькую фею звали Надеждой. В этом году нашей Надежде должно быть 27-28 лет. Как то сложилась ее судьба?!
Второе посещение состоялось глубокой осенью 2002 года, когда еще золотом сияли кроны могучих деревьев, но мягкие ковры из опавших листьев уже лежали под ногами. Четыре странника – художник Николай Воронков, Виктор Смыков, Вячеслав Скворцов и автор этой работы провели несколько божественных часов в новотомниковской усадьбе. Результатом этого путешествия стало множество фотографий, прекрасный видеофильм и эта книга.
Между этими двумя было еще одно посещение Новотомникова в 90-х годах с московским фотокорреспондентом журнала «Огонек» Л.Н. Шерстенниковым. Шли проливные дожди, дороги развезло и проехать к усадьбе было просто невозможно, но несмотря на это были сделаны великолепные слайды Благовещенской церкви и усадьбы, утопающей в буйной зелени парка. Слайды готовились для издания «Тамбовские православные храмы», но в книгу они не попали.
Холодные осенние дожди 2002 года, как и прежде, размыли дороги, по Новотомникову проехать не представлялось возможным и мы, оставив машину у Благовещенской церкви и натянув резиновые сапоги, отправились в путешествие по усадьбе. Не один раз вспомнили добрым словом Воронцова-Дашкова, который в свое время замостил дороги в имении красным булыжником, в следующем столетии использованном для каких-то других нужд.
Новотомниковская усадьба красива и в своей запущенности, но нуждается она не в воспевании красот или талантов владельца, а в конкретных реставрационных работах сегодня и сейчас; в противном случае ее ждет судьба чичеринского Караула, асеевского дома в Арженке или комплекса конезавода Лейхтенбергских в сампурской Ивановке.
Художественные достоинства усадьбы, чудом уцелевшие в революционных бурях XX столетия, хотелось бы сохранить для будущих поколений и использовать с практической пользой для нынешних жителей тамбовского края. Перспективы создания на базе этого имения Российского национального киноцентра, о котором заговорили в августе 2001 года после кинофорума «Золотой Витязь» с обычной надеждой, что «запад нам поможет», слишком отдаленные и призрачные. Надо бы – собственными силами и как можно раньше...

(Отрывок из книги В.А. Кученковой "Русские усадьбы", издательство ОГУП "Тамбовская типография "пролетарский светочь", 2003 год)

Кученкова Валентина Андреевна.

Родилась 17 апреля 1938 года в Тамбове. По образованию – инженер-технолог. Автор ряда книг по темам тамбовского краеведения.
Среди них: «Тамбовские православные храмы» (1992), «Неизвестный Тамбов» (1993), «Святыни Тамбовской епархии» (1993), «Храмы Кирсановского благочиния» (2000), «Житие архиереев Тамбовских» (1998), «Тамбовские городские некрополи» (2001), серия «Русские усадьбы» (2001) – Асеевы, Строгановы, Лейтенбергские, Назарьевы, Де-Пуле и другие.
В работе использованы материалы Государственного архива Тамбовской области, Тамбовской областной библиотеки имени А.С. Пушкина и личного архива автора.


 
Маска Дата: Понедельник, 14.01.2008, 17:58 | Сообщение # 19
лучик Света
Заслуженный труженик форума Юбилейная - форуму год Ум, честь, совесть, красота и золотой голос форума Юный мичуринец Лучший повар
Группа: Администраторы
Сообщений: 17581
Статус: Offline
"Не только для знаний, но и для собственных воспоминаний написано это."

В начале необычной летописи села Морши, составленной диаконом Тимофеем, говорится: «Все, о чем здесь написано, мне или рассказали некоторые умные люди, отличавшиеся выдающимися способностями, приобретшие большой жизненный опыт, обладавшие твердою памятью на запоминание исторических фактов, или же написано мною на основании письменных документов». Этот незаурядный человек, около девяти десятков лет проживший, много времени, труда и любви вложил в составление истории села Морши. «Летопись», представлявшая собой тетрадь, на обратной стороне которой был нарисован план сел Морши и Базиево, реки Цны, притоков и лесных чащей, хранилась в архивах Никольской церкви г. Моршанска, потом - в библиотеке протоиерея той же церкви Д.Лебедянского. Позднее она перешла к диакону Вознесенской церкви Николаю Алексеевичу Боголюбскому, который переложил ее на современный ему русский язык и сделал машинописную копию. Боголюбский дополнил труд диакона Тимофея своими заметками о Моршанске XIX-начала ХХ века, его хозяйственной и культурной жизни, снабдив в качестве иллюстраций полутора десятками, если не больше, открыток с видами Моршанска того времени.
После революции оригинал «Летописи» потерялся, и где она сейчас, никому неизвестно. А машинописная копия «Летописи» с дополнениями Н.А.Боголюбского хранилась у его дочери Надежды Николаевны Боголюбской, преподавателя Тамбовского музыкального училища им. С.В.Рахманинова. Она очень дорожила ею как семейной реликвией и памятью об отце. И все-таки в начале 90-х годов машинописная копия «Летописи» потерялась, через четыре года умерла и сама Боголюбская. В позапрошлом же году, к счастью, узнал, что у племянницы Боголюбской, проживающей в г. Оренбурге, есть рукописная копия «Летописи», ксерокопию с которой мне любезно прислали. Но это - только копия «Летописи», составленная диаконом Тимофеем. Копии материалов по истории города Моршанска, собранных диаконом Н.А.Боголюбским, у племянницы нет.
Читателям газеты «Согласие» предлагается подготовленный мною к публикации сокращенный вариант «Летописи села Морши» с пояснениями к отдельным фактам.

Как село, названное Моршей, было основано

«Об этом поведано дедами отцов и пращурами, но в каких годах это было, остается неизвестным. На том месте, где ныне Морша, не было какого-либо селения, а жили люди в вырытых погребах и ямах, как звери. Они не были христианами, а поклонялись идолам и приносили им в жертву рыб и животных. Идол их назывался Чура. Он был сделан из дерева, имел голову наподобие зверя и шесть рук. Все те, которые поклонялись ему, назывались чураями. В некий год пришел из Яблоневой пустыни монах Симеон и поселился там, и вначале не было препятствий от чураев. Но когда Симеон начал толковать о суетной вере их со старцем их? жрецом Моршем, последний стал гнать этого монаха, видя в нем врага. Другие же, более благоразумные, не принимали участия в изгнании Симеона. В одну ночь Морш едва ли не до смерти избил Симеона, на другой день все жители, узнавши об этом, очень жалели потерпевшего. Морш же внезапно упал на землю и в сильных судорогах тут же скончался. С этого времени тридцать человек жителей решили сжечь Чурая и сами крестились у Симеона. Место же это впоследствии стало называться Моршей».
Как во всяком предании здесь отражены и подлинные события, и народные легенды. Так, село Морша в письменных источниках упоминается с 1623 г. Разумеется, село возникло раньше. С XIV в. известна и Яблонева пустынь (внештатный монастырь. - И.Г.), которая в 1542 г. была разгромлена татарами и восстановлена в 1621 г. как Троицкий мужской монастырь, находившийся в 20 км от г. Лебедяни в Липецкой области. Не исключено, что именно в 1542 году монах Яблоневой пустыни Симеон, спасаясь от татар, оказался на берегах р. Цны у чураев. Но он мог прийти к ним и раньше - с целью проповедания христианства среди мордвы, однако и не позже. В 1621 г., когда возродился монастырь, Морша была уже русским селом. Что касается происхождения названия села - Морша - от имени жреца чураев, этот факт, скорее, из области народных легенд.

Что находилось вокруг Морши до 1630 года

«Отцы и деды рассказывали: в свободные времена (вольные, не крепостные. - Н.Б.) наше село было окружено водами с четырех сторон. Протекали три Ряслы. Одна, находящаяся под горой, идущая полукругом, служила границей на западе. Другая отделяла село от слободы Базиева, а третья текла посреди села с севера на юг. Все три впадали в Цну. Верховья тех Рясл были покрыты чернолесьем со множеством болот и трясин. Некоторые водные источники с ключами зимой не замерзали, дикие утки оставались здесь на зиму. А за Цной на восточной стороне - сосновый бор и хвойный лес, в котором много медведей и других зверей. На юг к лесу два протока, Брусничный и Клюквенный, вытекавшие дугообразно из рукава Цны. Берега их были покрыты тростниками. В этой местности было много волчьих ям, называемых логовами. Дикий, неумолкаемый вой не переставал и среди дня. Чтобы миновать опасность, обозы объезжали это место. Путешествующие перед отправлением в путь служили молебны об избавлении от сей опасности. Путь к городу Шацку лежал вдоль средней Ряслы прямо в гору, между болот и озер, на Алгасов починок. Правее шел путь на Чернеев монастырь к Мутасьеву двору также с немалыми опасностями».
О каком же времени рассказывали отцы и деды? Если исходить из того, что Алгасово было починком, а Мутасьево - двором, учитывая, что Алгасово в 1636 г. стало селом, то, полагаю, речь идет о начале XVII века.




 
Маска Дата: Четверг, 17.01.2008, 12:59 | Сообщение # 20
лучик Света
Заслуженный труженик форума Юбилейная - форуму год Ум, честь, совесть, красота и золотой голос форума Юный мичуринец Лучший повар
Группа: Администраторы
Сообщений: 17581
Статус: Offline
О новых поселенцах-болдырях и разбойном нападении татар
«В каких годах - неизвестно, но пришли на Моршево пристанище к чураям болдыри, жители с берегов Волги, и стали ловить рыбу в реках, а волков и лис ловить при помощи ям; белок же, живущих в дуплах дерев, ловили с помощью силков-капканов. Жили они дружно, в духе согласия и любви. В Морше болдырей осталось трое на житие, а остальные ушли и снова сюда возвратились, приехавши с женами, детьми, привезли на 12 лошадях разного домашнего имущества. Построили они себе шесть домов, а весной устроили и чураям 12 домов, но меньших.
Таким образом, на месте, где скончался языческий жрец Морша, начали жить христиане. Как-то летом, увидев на дорогах татар, скрылись они в глубине леса, забрав все, что можно, а собак убили, чтобы татары не услышали их лая. Татары в оставленном селении отдыхали пять дней и ушли, поджегши три дома».
Приход болдырей на реку Цну - вполне реальное событие. Болдырями в Астраханском крае, в Оренбуржье, да и в наших краях, называли потомков от русских отцов и матерей-калмычек, татарок и женщин др. тюркских народов. Почему бы какой-то группе болдырей по тем или иным причинам не перейти с Волги на реку Цну? Что касается появления татар, то их набеги на южные пределы Русского государства в XVI-XVII вв. были обычным явлением.

Предание о Бараше-разбойнике и чародее

«На берегу Ряслы, что при склоне горы, был всем известный дуб, называемый «душегуб», так как на нем погибло восемнадцать человек, некоторые погибли через повешение, другие умерли иною смертью. Там, где земля просела, была глубокая яма, из которой временами слышался сильный гул. По рассказам людей сохранилось такое предание: в этом месте жил разбойник Бараш, который своим волшебством и чародейством всегда избегал преследования, и невозможно было его изловить, так как он и большому числу людей не давал себя схватить. Когда же пришло время смерти, он приготовил костер, зажег его и сам себя сжег. В яме же, под корнями деревьев, находился большой клад золота и серебра, но никто из людей не осмеливался приблизиться к этому месту. В одну ночь молния зажгла это место; дуб повалился в Ряслу, яма наполнилась водой. Ныне же никто указать не может это место».
Так оно и есть, только местность ту стали называть Барашевым станом. Что же касается достоверности преданий, записанных диаконом Тимофеем и уходящих корнями в XVI век, могу сказать, все предания, как правило, являются отзвуками каких-то конкретных событий.
«Летопись» содержит фамилии и имена жителей Морши в XVIII в.: Барашов Петр, Бородин Яков, Гусев Семен, Добычины Елисей и Петр; Дубинины Аким и Павел; Ерохины Захар, Петр и Семен; Жариковы Василий и Константин; Золотовы Сидор и Семен; Зимины Иван и Лукьян, Забозлаев Иван, Платицыны Федор и Захар...
«Кто жители были до 1600 года, то о них никто не рассказал», - написано в заключении списка.

Храмы в Морше и Базиеве с их приходами

«Храм в селе Морше один, деревянный, из соснового леса, покрыт тесом, с притвором и папертью. Колокольня также из соснового леса, но кресты железные. Храм во имя Св. Николая Чудотворца. Священников два с дьячками, пономарями и церковным старостой. Душ мужского пола 320 (в приходе. - И.Г.). Сена, даваемого прихожанами духовенству, 100 копен, леса 200 деревьев и для ловли рыбы давалось право ловить в семи затонах. Выделялось также самой лучшей земли на 12 лошадей.
Храм в Базиеве один, дубового леса, покрыт тесом, с папертью. Колокольня не отделена, дубового леса, но кресты железные на обоих. Храм во имя Св. Николая Угодника Божия. Священник один, один дьякон, пономарь и церковный староста. Душ мужского пола 140. Сена отпускалось духовенству 50 копен, леса 150 деревьев, земли на 15 лошадей и дано право ловить рыбу в 6 затонах. Всех же в селах Морше и Базиеве священников с дьячками, пономарями, с их женами и детьми 29 человек. Из жителей, умеющих читать по книге, 12 человек, но из них умеющих писать и разбирать написанное - 9 человек. Ратных людей 20 человек, стрельцов с Шацкого крепостного вала и острога - 4. Дворов на Барашевом притоне - три, дворы вестовых и конников также на Барашевом притоне».
Эта запись в пояснениях не нуждается. К сожалению, не указан год, хотя приведенные данные взяты из какого-то письменного источника.


 
Маска Дата: Четверг, 17.01.2008, 13:07 | Сообщение # 21
лучик Света
Заслуженный труженик форума Юбилейная - форуму год Ум, честь, совесть, красота и золотой голос форума Юный мичуринец Лучший повар
Группа: Администраторы
Сообщений: 17581
Статус: Offline
О знамении небесном в 1640 году
(По рассказам людей, называемых верными и честными)
«В 1640 году 1 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы при вечернем заходе солнца, лишь только нужно было солнцу закатиться, небо вдруг вспыхнуло, и явились очень высокие огненные столбы, которые не стояли на одном месте, но постоянно двигались во все стороны. И вот жители всю ночь молились Богу, чтобы он избавил их от наказания, находившего на них. В полночь явилась на небе радуга, освещаемая многими лучами, и облака с такой силой неслись, как бы их гнало вихрем. Все плакали и с большим рыданием и слезами обращались к Богородице, чтобы покрыла их своим честным омофором (часть архиерейского облачения. - И.Г.) Столбы же изменились цветом: из багряных делались белыми как солома, и это продолжалось до утра. Потом понемногу все пришло в прежний вид».

Описано редкое явление в средней полосе России - северное сияние. Подобное в наших местах наблюдалось мною во 2-й половине 50-х годов XX в. Для живущих в XVII-XVIII вв., не наблюдавших и не слышавших о таком явлении природы, это было «знамением небесным» о наказании Божием.

Пожар

«В 1766 году был на нас гнев Божий: загорелся дом Болдырев. Был сильный ветер, и огонь пожег едва не все дома, сгорел и храм Божий. Люди скорбели, как гнев небесный распростерся на святыню и, собравшись, решили больше позаботиться о доме Божием, чем о своих домах, положить конец печалям и купить деревянный храм из соседнего прихода Св. Николая, где был возведен каменный храм. Священник о. Кондрат пошел в Тамбов к епископу просить благословения. Архиерей Феодосий благословил грамотой. Жертвовали на это всем селом много, а уплачивать за храм нужно было в разные сроки за поручительством Копейкиных. Священники села Морши сильно сердились (на барашенцев. - Н.Б.), имея намерения стеснить нас. Итак, милостью Божией храм был перевезен в слободу Барашеву. Место этого храма третье. В том же году по благословению епископа Феодосия был освящен сей храм для богослужения, молитвы и спасения нас, грешных. Освящал его отец Кондрат. С помощью Божией и мы, дети Его, имели к зиме свой храм и избежали потребнейшей нужды».

О разбойничьих пристанищах на берегах Ряслы

«На первом гоне (расстояние, которое проходит лошадь без остановки на кормление, примерно 35-55 км. - И.Г.) от Морши к селу Алгасову бродят воры-разбойники и учиняют всякого рода насилия, так что даже людям в больших артелях невозможно ехать. 16 июня землянки разбойников обнаружены в устье Кашмы числом более десяти и воришек до семидесяти вокруг костра. Охочие люди (добровольцы. - И.Г.) бегством спаслись от мушкетной пальбы, и только ночной мрак заставил разбойников прекратить погоню.
В день пророка Божия Ильи жители сел Морши, Алгасова и Мутасьева выходили на облаву числом 370 человек. На Рясле в овраге поймали атамана по прозвищу Умолот. Дорогой Умолот удавился. Денег отобрано 700 рублей. С того дня овраг Умолотовым зовется. На Кашме разбойников ловили с воеводскими людьми. Кроме трех взятых раненых, все разбежались».
События середины или второй половины XVII века: разбойники вооружены мушкетами, а три села сумели выставить почти четыре сотни добровольцев для ловли разбойников, чего не могло быть в начале века. Как свидетельствует тамбовский краевед И.И.Дубасов, XVII и XVIII века на Руси славились разбойниками.

Село Морша становится городом

«1779 год. Повелением императрицы Екатерины село Морша стало именоваться городом. По плану улицы должны быть прямыми. Поместья некоторых занимали произволом. Город обведен

был глубоким рвом по причине течения Рясл. Средняя Рясла заставила много над собою трудиться, чтобы крепко уравнять площадь. Мужчины, женщины и дети с лошадьми работали пять месяцев над ней. Много потребовалось песку, хвои и земли, чтобы крепко уравнять как следует. Там, где был лес, делали просеки для свободного пространства. Были указаны места, где находиться присутственным судам. При церквах оставлены площади для городской торговли. Представитель власти от посадских (городского населения. - И.Г.) именовался головою. Избранный из всех и всеми Петр Тихонов, человек очень добрый, не позволявший себе изменить власти (подкупиться. - Н.Б.). Лес не воспрещено было рубить и распиливать на доски. Бедных, по повелению императрицы, приказано не только в чем-либо не принуждать, но стараться больше оказывать им помощи во всем. (Это - свидетельства очевидца, своими глазами описываемые события наблюдавшего, знавшего первого городского главу Петра Тихонова. - И.Г.).
В том же, 1779 году сгорели лесопилка и бумажная фабрика. Поджог учинил Яшка Забозлаев, бежавший вор. Заключенный в колоды, увезен был в Тамбов для допроса к наместнику Салтыкову, открывавшему город Моршанск.
В 1781 году в Моршанске открылось училище для мальчиков. Набирали в училище силой, при великом плаче матерей. Отцов стыдили и всячески понуждали (отдавать детей в учение. - И.Г.). Учителей было трое: священник, учитель грамоты (граматарь) и учитель арифметики (чиферный).
9 сентября 1796 года прибыл в Моршанск наместник Державин, ученый муж. При его въезде в город стряпчий (чиновник для поручений. - И.Г.) велел звонить в колокола, думая угодить начальству, но вместо того был отстранен от службы.
12 сентября из десяти семейств крестьян поселка Малой Морши, переселившихся прошлый год в Моршанск, восемь записались в городское население нового города, получив на это грамоты.
6 октября в день апостола Фомы была несказанно великая буря: померк свет, наступила тьма, как ночью. Земля, деревья, доски, все это было поднято вихрем. Страх напал на всех. И поднялся великий плач, вопль и крик. Никто не видел никогда подобного. Снесены были все крыши на домах, а в Барашеве на нашем храме Николы крест и глава наклонились.
В этот же день загорелась Смесова салотопня, что в бору, где в большом количестве находилось сало. Жертвою огня сделался и лес на корню, который горел три недели. Огонь по корням деревьев ушел в землю и там горел до Крещения. Многие удивлялись, что из-под снега идет дым.
В 1795 году на село Моршанского пригорода, что у села Базиева, пришел человек Божий, назвавшийся Васькой. Посты соблюдал исправно, в церковь ходил охотно, всякому нуждавшемуся помощь оказывал. Каждому думалось: такого человека приютить надо

и оказать любовь. 14 сентября в день Воздвижения Честного креста Господня похитил он в храме Николы Угодника Божия деньги медные, был уличен и посажен сотником в колоды (два бруска с вырезами, надеваемые на ноги арестанта. - И.Г.). При обыске в мешке и котомке его были найдены: дискос (сосуд священный в виде блюдца с поддоном. - И.Г.), чаша, святая звезда и пятьсот рублей в разных местах. Присланный из Приказа (правительственное учреждение - И.Г.) допросил его. Васька под пыткой сознался в одном убийстве, в краже денег из церкви, а также рассказал, из какой церкви похитил святые сосуды. В сопровождении 15 верховных людей был увезен в тюрьму».

О чем еще сообщала летопись

«В 1670 году жители села Морши были приглашены для охраны Чернеева монастыря (в 18 км от Шацка Рязанской области. - И.Г.) за денежную плату золотом. В монастырь ушло 120 ратников».
«В 1688 году в Барашеве умер священник Герасим, отличавшийся как чрезвычайной добротой, так и другими, только ему свойственными пастырскими достоинствами. Похоронили его у алтаря его церкви, так как там он молил Господа».
«По приказу царя стольник (придворный чин. - И.Г.) в 1693 году в присутствии десятника, сотника (выборные сельские должности. - И.Г.) и всех жителей запретил рубить лес. Крест целовали, что за рекой, кроме просек леса, рубить по пять деревьев на лошадь. Не запрещалось рубить лес по берегам Рясл, в огородах и на улицах. Все это под страхом лишения имущества и скота и ссылки на бессменные работы. С печалью немалою рубить перестали».
В эти же годы было указание: «Рыбу по рекам Цне и Кашме надлежит ловить неводом, крючками, бреденьем и другими способами. Но отравлять каким-либо зельем или немецким орехом леща, язя, плотву и других рыб воспрещается, потому что на это дали великое обещание, да и неразумно сие».
«В 1770 году в село Моршу были привезены бумажные деньги. Немало дивились многие, что не мнится, но в самом деле они, как медь, серебро и золото, имеют значение пяти и десяти рублей».
«В 1775 году Господь уродил хлеба такое изобилие, что не могли перевезти его на гумно, много осталось в копнах. Цена на него стала копейку за меру (в XVIII веке - 6 пудов. - И.Г.)».

И. ГУЛЬШИН
Фото с видами города 1904 г. - из архивов Моршанского историко-художественного музея.


 
Маска Дата: Четверг, 17.01.2008, 13:11 | Сообщение # 22
лучик Света
Заслуженный труженик форума Юбилейная - форуму год Ум, честь, совесть, красота и золотой голос форума Юный мичуринец Лучший повар
Группа: Администраторы
Сообщений: 17581
Статус: Offline
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Моршанский район образован в 1928 году на основании постановления Президиума ВЦИК от 10 июля 1928 года « О составе районов и их центров по ЦЧО» с центром г.Моршанск. Согласно этому постановлению старое административно-территориальное деление на губернии, уезды и волости было упразднено и заменено делением на области, округа и районы.
В связи с этим на территории бывшей Тамбовской Губернии были образованы 3 округа (Борисоглебский, Козловский и Тамбовский), которые в свою очередь делились на районы.
Моршанский район входил в состав Тамбовского округа ЦЧО. В его состав вошла территория упраздненных Моршанско-Пригородной и Серповской волостей, г.Моршанск.
13 июля 1934 года Постановлением Президиума ВЦИК была организована Воронежская область, и Моршанский район вошел в состав Воронежской области.
27 сентября 1937 года Постановлением Президиума ВЦИК была образована Тамбовская область, как самостоятельная административно-территориальная единица, и Моршанский район вошел в состав Тамбовской области.
Согласно постановлению организационного комитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тамбовской области от 31 августа 1939 г. г.Моршанск вышел из районного подчинения и выделился в самостоятельную единицу.
На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 октября 1959 года и решения Тамбовского облиспокома от 5 ноября 1959 года №783 был ликвидирован Алгасовский район, а территория упраздненного Алгасовского района вошла в состав Ракшинского района.
26 декабря 1962 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ №741 «О реорганизации Советских органов в краях и областях РСФСР». В связи с этим произошло укрупнение сельских и образование промышленных районов.
На основании этого Указа и решения Тамбовского облисполкома от 26 декабря 1962 г. №526 был ликвидирован Ракшинский район. Территория ликвидированного Ракшинского района, а также Троицко-Россляйский и Отъясский сельсоветы Сосновского района вошли в состав Моршанского района.

В состав укрупненного Моршанского района вошли 24 сельсовета.
12 января 1965 года на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «Об изменениях в административно-территориальном делении Тамбовской области» Тамбовский облисполком произвел разукрупнение районов и определил новый состав каждого из районов.
В результате из состава Моршанского района были выделены Троицко-Россляйский и Отъясский сельсоветы. По состоянию на 12 января 1965 года в составе Моршанского района было 22 сельсовета.
В августе 1965 года была произведена передача территории Кутлинского сельсовета Пичаевскому району на основании решения №787 Тамбовского облисполкома от 2 августа 1965 года и решения Моршанского райисполкома от 26 августа 1965 года №356.

ПАМЯТНИКИ РАЙОНА

Памятники археологии
Елизавет-Михайловский могильник – расположен в бассейне р.Цны в 10,8 км от г.Моршанска.
Крюково-Кужновский могильник – расположен в 7 км от г.Моршанска и в 1 км от с.Крюково на правой стороне берега р.Цны, на песчаной дюне.
Елизавет-Михайловский и Крюково-Кужновский могильники были раскопаны в двадцатых годах 20 столетия директором Моршанского краеведческого музея Ивановым Петром Петровичем. Они дают ценнейший материал для истории мордовского народа 8-9 веков. В результате раскопок изъято около 15 тыс. предметов археологии, характеризующих быт, хозяйственные занятия, культуру древнейшей мордвы, селившейся на территории нашего края в 6-9 веках нашей эры. При отсутствии письменных источников у мордвы этого периода данные материалы являются единственным свидетельством, по которому можно восстановить жизнь мордовского народа – его хозяйство, верование и социальные отношения.

Памятники истории и культуры
Ансамбль усадьбы Воронцовых-Дашковых – главный усадебный дом , 2-й усадебный дом, здание конюшни, Благовещенская церковь 1890 г. (действующая), склеп, ворота, парк 1901 г. - с.Новотомниково.
Крестовоздвиженская церковь 1901 г. - с.Карели (действующая).
Никольская церковь 19 в. - с.Коршуновка (действующая)
Троицкая церковь 1908 г. - с.Ваново.(не действует)
Покровская церковь 1870 г. - с.Темяшево (действующая).
Воскресенская церковь 1909 г. - с.Серповое (восстанавливается)
Ильинская церковь 19 в. - с.Алгасово (действующая).

Ботанические памятники
Киселевские посадки сосны обыкновенной - Моршанский лесхоз, Вяжлинское лесничество, кв.201 в.1, кв.212 в.16 – 8,9 га. и Сокольническое лесничество, кв.305 в.17, кв.306 в.21, 27,40 – 11,8 га;

Дендрологический парк при Черкинской школе (с.Левино).
Семиствольный дуб «Семь братьев» (дуб черешчатый) – Серповской лесхоз, Пролетарское лесничество, кв.138. Водный памятник

Водный памятник
Озеро Красное (святое) - Серповской лесхоз, Борковское лесничество, кв.322, 323 – 22 га.

Зоологические памятники
Государственный заказник по реаклиматизации европейского сурка (СХПК «Новый мир», СХПК «Заря», СХПК «Родина», СХПК «Буревестник», СХПК «Красный гребень», ГУП племсовхоз «Моршанский», ОАО «Крюковское», СХПК «Ударник», СХПК «Ивенский», СХПК «Базевское»).
Поселение слепышей ( с.Дъячи ). .

Геологический памятник
Хлоридно-натриевый источник с биологически активным бромом - с.Алкужинские Борки.


 
Жугдэрдэмидийн_Гуррагча Дата: Среда, 23.01.2008, 14:26 | Сообщение # 23
Знаток
Группа: Пользователи
Сообщений: 108
Статус: Offline
Я раньше в Моршанске каждое лето бывал у бабули. Много историй наслушался о городе.

1987
 
taro Дата: Понедельник, 28.01.2008, 03:59 | Сообщение # 24
Профессионал
Группа: Пользователи
Сообщений: 563
Статус: Offline
кстати, не понятно..... Рясловкой называют овраг за кирпичным заводом
 
Маска Дата: Среда, 30.01.2008, 22:33 | Сообщение # 25
лучик Света
Заслуженный труженик форума Юбилейная - форуму год Ум, честь, совесть, красота и золотой голос форума Юный мичуринец Лучший повар
Группа: Администраторы
Сообщений: 17581
Статус: Offline
Карта Моршанского уезда 1911 год



 
taro Дата: Четверг, 31.01.2008, 01:00 | Сообщение # 26
Профессионал
Группа: Пользователи
Сообщений: 563
Статус: Offline
у меня есть такая
 
Ёйка Дата: Понедельник, 04.02.2008, 09:59 | Сообщение # 27
Очень хорошая девочка
V.I.P За преданность форуму Любитель пива Главному экспроприатору большинства мужчин форума Ум, честь, совесть и красота форума
Группа: Пользователи
Юбилейная - форуму год Главный воспитатель форума Золотой голос форума, да что там форума - РОССИИ
Сообщений: 18124
Статус: Offline
КЛАССС!!!!! good Раньше улицы как-будто ширее были что ли....

"КАКОЕ СЧАСТЬЕ - ЛЮБИТЬ ТЕБЯ!"
 
Иноземец Дата: Понедельник, 04.02.2008, 10:04 | Сообщение # 28
Админ
Лучший рыбак форума Главный автомобилист форума Самые терпеливые Юбилейная - форуму год
Группа: Администраторы
Сообщений: 15248
Статус: Offline
Да по ним и на лодке плавали good Венеция, блин good

 
GMOX_DRISHEVIK Дата: Понедельник, 04.02.2008, 15:07 | Сообщение # 29
Самый чОрный
Группа: Пользователи
NOOB
Сообщений: 475
Статус: Offline
Пересечение улиц Интернациональной и Красной ? Может всё таки Красноармейской ?

Бейся, там, где стоишь. Поле битвы вся Россия.
 
Маска Дата: Понедельник, 04.02.2008, 19:42 | Сообщение # 30
лучик Света
Заслуженный труженик форума Юбилейная - форуму год Ум, честь, совесть, красота и золотой голос форума Юный мичуринец Лучший повар
Группа: Администраторы
Сообщений: 17581
Статус: Offline
Виновата, исправлюсь....

 
Форум » Новости » Моршанск » Люби и изучай свой край родной (о Моршанске)
  • Страница 2 из 10
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 9
  • 10
  • »
Поиск:



Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz

Моршанский форум


Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Rambler's Top100