Гаишный «развод» - 2 На чём ловят трезвых водителей
Многих водителей интересует, что изменилось в работе инспекторов ДПС ГИБДД по вопросу освидетельствования на состояние опьянения после выхода в октябре 2008 г. статей «Сомнительные алкотестеры» и «Гаишный развод» (см. «Авторынок Калининграда» №38 и №40).
К медикам - только в трёх случаях!
Обсуждая эту тему, надо заметить, что мнение автора, изложенное в упомянутых публикациях, совпало с мнением судей Верховного Суда РФ, которые в связи с изменением действующего законодательства 11 ноября 2008 г. приняли на Пленуме Постановление №23. В данном документе обстоятельно расписано, на что надо обращать внимание судьям при рассмотрении дел, связанных с направлением водителя на медицинское освидетельствование.
Однако об этом многим инспекторам ГИБДД, по-видимому, неизвестно. Поэтому неслучайно при составлении процессуальных документов они часто допускают нарушения, что вынуждает суды прекращать административное производство по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ, предусматривающей ответственность водителя за невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Поэтому, возвращаясь к затронутой теме, вынужден сделать соответствующие пояснения.
Согласно ч.1 ст.27.12 КоАП РФ и Правилам освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. №475, к помощи наркологов инспекторы ГИБДД должны прибегать только в трёх случаях:
1) если водитель отказался от проверки на месте с помощью алкотестера;
2) если водитель не согласен с результатами, показываемыми алкотестером;
3) если показания прибора не устраивают инспектора (на дисплее - нули, а «пациент» лыка не вяжет).
Схема «развода»
К сожалению, на всех инспекторов ДПС «официальных» алкотестеров не хватает. Такой прибор должен быть одобрен Минздравом, внесён в госреестр, иметь распечатывающее устройство. Дефицитом воспользовались некоторые ушлые инспекторы ГИБДД, которые придумали оригинальную схему «развода» водителей, слабо ориентирующихся в действующем законодательстве.
Эта схема опирается на первый пункт Правил освидетельствования, дающий право инспектору направить водителя к врачу. В протоколе о направлении на медосвидетельствование гаишник подчёркивает пункт «Отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения» (имеется в виду – на месте задержания), а водителя уговаривает в графе «Пройти медицинское освидетельствование» сделать запись о том, что он не согласен и отказывается от этой процедуры, сопровождая это своей подписью.
В качестве понятых в протокол вписываются данные других водителей, которых в это время останавливает второй инспектор, причём зачастую им даже не разъясняется суть происходящего и их права как понятых. Имеют место случаи, когда таких «понятых» останавливают за какое-нибудь нарушение ПДД и вместе с протоколом и постановлением, адресованным им, подкладывают и протоколы на другого водителя или просто их данные вписывают в протоколы, составленные на водителя, который отказался ехать на медосвидетельствование.
Разговор с инспектором происходит, как правило, один на один в служебной машине, при этом водителю выдаётся только один протокол по делу об административном правонарушении, в котором в графе «Объяснение» водитель под диктовку инспектора делает примерно такую запись: «Вчера выпил пиво, от экспертизы отказываюсь, спешу по делам» или что-то в этом роде. Естественно, протоколы об отстранении водителя от управления и о направлении его на медосвидетельствование, где фигурируют данные о понятых, инспектор водителю не вручает, а изъяв водительское удостоверение, выдаёт временное разрешение. После этого радостный водитель уезжает. Прозрение, что его «развели» на дороге и теперь полтора-два года он будет ходить пешком, приходит к бедолаге позже.
Некоторые инспекторы даже не прибегают к помощи «понятых» (то есть других водителей), а просто указывают, что водитель отказался от подписи, и в протоколы вписывают в качестве понятых вымышленные фамилии.
Инспекторы также пытаются «развести» водителей, подсовывая им алкотестеры сомнительного производства (как правило, китайского) и объясняя какие ужасные последствия ждут их в случае оформления протокола.
С протоколом знакомьтесь обязательно!
В заключение хочу дать совет всем водителям. Прежде, чем что-то подписать, внимательно прочтите протокол и уясните последствия, которые могут для Вас возникнуть после этого. Обязательно потребуйте копии всех протоколов. А водителям, которых используют в качестве понятых или свидетелей, советую: если Вас останавливает инспектор ДПС и просит засвидетельствовать отказ другого водителя от подписания составленного протокола, то не спешите ставить свою подпись. Она будет означать, что Вы свидетельствуете об отказе того водителя подписать протокол в Вашем присутствии. Пусть именно в Вашем присутствии инспектор предложит подозреваемому подписать и взять в руки составленный протокол. Или при Вас предложит пройти освидетельствование на состояние опьянения и продемонстрирует соответствующий алкотестер.
Если в таком случае водитель откажется подписать протокол или пройти освидетельствование на месте и откажется проехать на медосвидетельствование, тогда свидетельствуйте об этом.
Не исключено, что некий водитель будет возмущаться тем, как и что написано в протоколе, и захочет изложить там свою версию происшедшего, а это нарушит планы инспектора. В таком случае гаишник может привлечь Вас с тем, чтобы не дать протокол в руки тому водителю, тем самым исключив его участие в данном процессе.
Советую: протокол надо обязательно подписать, каким бы он ни был. Устранение себя от участия в составлении протокола недопустимо. Отказ подписать протокол не является средством восстановления справедливости. В дальнейшем в суде, где Вы начнёте оправдываться, Вам заметят, почему всё это не изложили сразу в протоколе, ведь неподписание протокола суд может расценить как согласие с его содержанием. Протокол надо внимательно изучить, внести свои замечания и дополнения, а затем подписать.
Георгий Румянцев, Юридический центр «Автоправо-ОСА» т. 77-91-37 , "Авторынок Калининграда", №51 от 23.12.2008
Добавлено (31.01.2009, 16:59)
---------------------------------------------
Спорим с гаишником и судьёй
Нередко случается, что автомобилист попадает в ситуацию, когда его незаконно обвиняет инспектор ДПС. Кто-то опускает руки и соглашается с вынесенным решением – платит штрафы или пересаживается на общественный транспорт. Но есть и такие, кто твёрдо отстаивает свои права в судебных органах. Так поступил и герой данной статьи – постоянный читатель нашей газеты Александр Жданович, который рассказал свою историю незаконного лишения прав.
А было ли правонарушение?
Александр ехал 17 сентября в 9 часов вечера в Светлогорск. Когда он миновал ответвление дороги на Романово, решил обогнать медленно движущийся автомобиль. В том месте на дороге нанесена прерывистая линия, поэтому данный манёвр не был нарушением ПДД. Однако, когда Александр подъехал к железнодорожному переезду, его остановил инспектор ДПС ОГИБДД г.Светлогорска Карасёв А.С. и объявил, что тот нарушил ПДД, выехав на полосу встречного движения. Был составлен протокол об административном правонарушении, изъяты права и выдано временное водительское удостоверение. Я опускаю подробности беседы водителя с инспектором. Однако отмечу, что Александр твёрдо решил денег не давать, а бороться за свои права в суде.
На расстоянии 500 м и находясь на железнодорожном переезде в 9 часов вечера инспектор ДПС
не мог видеть, пересекал ли автомобиль сплошную линию
Неправый суд
Дело разбиралось мировым судьей 4-го судебного участка Ленинградского района Останиным А.В. Судья, опираясь на милицейский протокол, как на единственный и неоспоримый факт, назначил наказание Александру в виде лишения права управления ТС на четыре месяца.
Апелляция
Такой вердикт не устроил водителя, и он решил бороться до конца. Внимательно, изучив соответствующую литературу, он грамотно составил жалобу на постановление мирового судьи и направил её в суд Ленинградского района. В своём обращении сослался на нарушения как со стороны инспектора ДПС, так и судьи.
Предлагаю читателям внимательно ознакомиться с доводами, которые использовал Александр, и при необходимости применять их в спорах с гаишниками.
Суд в отсутствие ответчика
Постановление мировым судьей было вынесено с нарушением ст.25.1 КоАП РФ, то есть в отсутствие водителя. Судебная повестка была вручена в день проведения судебного заседания, что по времени не позволило ему участвовать в рассмотрении дела.
Статья 25.1 КоАП РФ. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении
1. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Не разъяснены права
Суд вынес постановление на основании недопустимого доказательства. При возбуждении дела об административном правонарушении и оформлении протокола предварительно не разъяснялись права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ. Доказательством этого служило отсутствие подписи в соответствующих графах протокола. На основании п.18 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года №5 это влечёт невозможность использования доказательства. Поэтому на основании ст.26.2 КоАП РФ протокол не может быть использован в качестве доказательства по делу об административном правонарушении.
Неправильная схема
Дорожная разметка на схеме нарушения ПДД, представленной инспектором ГИБДД в рапорте, существенно отличалась от реальности. На схеме, представленной инспектором, отсутствовала разметка, разрешающая совершить обгон. На самом же деле участок с разрешённой для обгона возможностью на дороге имеется (разметки 1.5, 1.6, 1.11). В доказательство были приложены фотографии данного участка дороги.
К тому же инспектор ДПС в силу объективных причин (дальность 500 метров и тёмное время суток) не имел возможности зафиксировать нарушение Правил дорожного движения.
Недоработка судьи
При вынесении постановления мировым судьёй нарушены требования ст.24.1 КоАП РФ. Суд не проверял и не устанавливал вид и характеристику нанесённой разметки, а также дорожных знаков, установленных на данном участке дороги.
Статья 24.1 КоАП РФ. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Права вернули
С учётом приведённых доводов, а также на основании ст.ст. 1.5, 24.1, 25.1, 25.7, 26.1, 26.2, 27.1, 27.10, 28.1, 28.2, 30.1-30.7 КоАП РФ, Александр попросил суд отменить постановление мирового судьи, а дело об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья Ленинградского района Мухина Т.А., рассмотрев дело, признала доводы Александра справедливыми, отменила предыдущее решение и вернула водительское удостоверение.
Добавлено (31.01.2009, 17:16)
---------------------------------------------
Есть ли коррупция в ГИБДД?
К данной теме подтолкнул иск начальника Управления ГИБДД УВД по Калининградской области к нашей газете и защитнику прав автомобилистов Георгию Румянцеву, в котором истец потребовал защитить деловую репутацию его ведомства и компенсировать моральный ущерб в размере 50 тыс. рублей.
Какова репутация ГИБДД?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо уточнить, что такое «репутация». Согласно словарю С.Ожегова: «Репутация – приобретённая общественная оценка, создавшееся общественное мнение о качествах, достоинствах и недостатках чего-либо». Какое мнение сложилось о ГИБДД среди автомобилистов – подробно рассказывать нет необходимости, и так все знают. Если коротко, то в числе достоинств – работа по обеспечению безопасности дорожного движения, недостатками же являются коррупция и низкая эффективность работы гаишников. Какую же часть «деловой репутации» хочет защитить Управление ГИБДД? Отрицательную или положительную? Не хочет ли заявить начальник УГИБДД о том, что публикации о недобросовестных инспекторах ДПС в нашей газете под рубрикой «Приколы гаишного городка» не имеют под собой оснований и что в ГИБДД нет сотрудников-взяточников? Так в это всё равно никто не поверит. Даже если недостаточно фактов мздоимства среди гаишников, то это лишь означает, что правохранительные органы не уделяют этому вопросу должного внимания - в отличие от президента страны Дмитрия Медведева и главы МВД Рашида Нургалиева. Приводим высказывания на этот счёт, опубликованные в интернете.
О низкой эффективности работы ГИБДД говорит этот снимок. В то время, как машины из среднего ряда совершают поворот налево в два ряда, инспекторы ДПС не обращают на это никакого внимания, занимаясь проверкой документов у водителей вне стационарного поста, что противоречит
приказу МВД РФ №329
Коррупция продолжает бесчинствовать
Наиболее коррумпированными сферами и институтами общества россияне считают ГИБДД, власть на местах и милицию.
Среди россиян нет ни одного, кто заявляет об отсутствии коррупции в стране - об этом свидетельствуют данные всероссийского опроса, проведённого социологами ВЦИОМ, передаёт «Интерфакс». Три четверти россиян (74%) считают степень распространения коррупции в обществе "высокой" или "очень высокой" , 19% - "средней", 1% - "низкой", но никто не сказал, что коррупции в стране нет совсем. Как показало исследование, проведённое 6-7 сентября в 140 населённых пунктах в 42 областях, краях и республиках России, россияне пока не видят реальных успехов властей в борьбе с коррупцией и считают алчность российских чиновников и несовершенство законодательства главными причинами повсеместного распространения этого явления в стране.
Каждый третий респондент (32%) отметил, что результаты в борьбе с коррупцией есть, но они не слишком значительны, а 10% россиян склонны видеть скорее ухудшение ситуации и усиление коррупции. Лишь 7% россиян видят прогресс в борьбе с этим явлением.
Главными причинами коррупции россияне считают аморальность российских чиновников и бизнесменов, а также несовершенство законов. Почти каждый пятый считает, что корень проблемы - в низком уровне правовой культуры и законопослушания у подавляющего большинства населения.
Наиболее коррумпированными сферами и институтами общества россияне считают ГИБДД (33%), власть на местах (28%) и милицию (26%). Во второй "тройке" следуют: "всё общество в целом" (23%), "медицина" (16%) и "образование" (15%).
Далее в рейтинге коррумпированности идут: федеральная власть и судебная система (по 15%), крупный бизнес (13%), военкоматы, шоу-бизнес, армия и сфера торговли (8%, 6%, 5%, 4% соответственно). На последнем месте СМИ, политические партии и парламент РФ (по 3%).
www.kprf.ru/rus_soc/59767.html
Коррупционные поборы на дорогах
Для российских водителей по-прежнему очевидная и главная проблема – коррупционные поборы на дорогах. Масштаб этого явления заслоняет в глазах автомобилистов всё остальное.
Разрыва между стратегическим целеполаганием ГИБДД и общественными ожиданиями нет, считает глава МВД Рашид Нургалиев, поскольку в основе решения этих проблем (снижения смертности от ДТП и уменьшения коррупции на дорогах) – один системный фактор. Это воспитание правосознания всех участников дорожного движения: и инспекторов, и водителей, и пешеходов.
Нургалиев убеждён: «Мы все должны, наконец, это понять. Иначе так и будем бесконечно бегать по замкнутому кругу, кивая друг на друга. Цена вопроса - тысячи человеческих жизней. Одни сознательно нарушают, другие осознанно ловят незаконные лёгкие деньги – и обе стороны заранее согласны с этим. Водитель внутренне готов нарушить Правила, а у инспектора своя внутренняя установка: не безопасность обеспечить, а высмотреть нарушителя и тут же выпрыгнуть ему навстречу с жезлом: ну, как будем вопрос решать? Пока мы будем мириться с отсутствием правосознания, коррупция так и останется и образом жизни, и образом мысли страны".
Ключевым инструментом воспитания правосознания глава МВД считает ужесточение персональной ответственности: как автомобилистов, так и сотрудников ГИБДД по всей ведомственной вертикали.
Рашид Нургалиев:
– Я часто слышу, что коррупция – болезнь всего общества. Не только общества, но и конкретного человека. Это настолько глубокое явление, что у него уже выработалась философия. Философия коррупционера сродни философии игромана: азарт, жажда и привычка к лёгким деньгам.
Да, ты можешь "проиграть" – тебя могут схватить за руку, уволить, посадить. Но можешь и «банк сорвать»: не работая, не трудясь, никаких сил не прилагая. Два часа постоял в "правильном месте" – набил полный карман.
А ведь взятки воспринимаются совершенно иначе, чем честный заработок. Человек привыкает, становится психологически зависим от лёгких денег. У него ломка начинается, когда никто не нарушает Правила.
А всем взяточникам в форме хочу сказать: если чиновник-мздоимец в штатском, в конце концов, только себя позорит, ну, ещё своё ведомство, то ты – ещё и плюешь на честь мундира, в котором тысячи твоих коллег гибли, исполняя служебный долг, пачкаешь в грязи память наших ветеранов.
Победить коррупцию можно, но только когда и во власти, и в обществе возникнет атмосфера нетерпимости к ней. В ГИБДД мы пытаемся создать такую атмосферу. В этом году обязательно наведём порядок в наиболее "взяткоёмких" сферах деятельности этой службы: при проведении техосмотра, экзаменов на получение водительских удостоверений, регистрации транспорта. Всё это отражено в директиве МВД "О приоритетных направлениях деятельности в 2007 году".
Ведь чем отличается коррупция в ГИБДД от всех других государственных институтов? Тем, что она убивает людей. Отпустил пьяного водителя – а он через пять минут насмерть ребёнка сбил.
www.ng.ru/ideas/2007-03-27/6_nuraliev.html
Добавлено (31.01.2009, 17:20)
---------------------------------------------
Теневые доходы достигают $1 млрд в год
Виктор Похмелкин, депутат Госдумы, один из лидеров партии «Гражданская сила»: «Масштабы коррупции в ГИБДД поистине громадны – теневые доходы достигают $1 миллиарда в год».
Главная причина беспредела, творящегося на российских дорогах, – безответственность властей. В России повышаются штрафы за нарушение Правил дорожного движения, вместе с тем расширяются полномочия сотрудников ГИБДД. Это создаёт благоприятную почву для дальнейшего развития коррупции, хотя её масштабы и без того громадны – по данным фонда ИНДЕМ Георгия Сатарова, теневые доходы сотрудников ГИБДД превышают один миллиард долларов в год. Это максимальный показатель коррупционности в бытовой сфере.
www.chelyabinsk.ru/election2007/10.html
Генпрокуратура намерена проверить деятельность ГИБДД
Поводом к этому послужили участившиеся в последнее время жалобы автомобилистов на злоупотребления и превышение гаишниками должностных полномочий, а также на незаконные поборы и вымогательство денег. "Случаи взяточничества за последнее время участились, - говорится в официальном сообщении Генпрокуратуры. – Также стали известны факты продажи водительских удостоверений сотрудниками ГИБДД, совмещающими предпринимательскую деятельность со службой в органах внутренних дел".
За последний месяц состоялось сразу несколько процессов, связанных с коррупцией в рядах Госавтоинспекции. Так, новгородская облпрокуратура передала в суд уголовное дело группы гаишников, обвиняемых в систематическом получении взяток с водителей-"дальнобойщиков".
Недавно городской суд подмосковного Серпухова приговорил инспектора ГИБДД к условному наказанию за получение взятки. В ночь на 18 августа 2006 г. лейтенант Игорь Чернышёв, проверяя документы одного из водителей, без оснований обвинил его в пьянстве за рулём. При этом Чернышёв сообщил, что всех проблем можно избежать, если заплатить 10 тыс.руб.
К одному году лишения свободы в колонии общего режима суд Тобольска Тюменской области приговорил замначальника городского управления ГИБДД Миршата Искандарова. Напомним, что 22 апреля 2006 года он, находясь в форменном обмундировании при исполнении своих служебных обязанностей, избил жителя Тобольска за то, что мужчина, переходивший улицу по пешеходному переходу, не уступил дорогу его автомобилю.
В декабре прошлого года прокуратура Корякии объявила о том, что по делу о поддельных регистрационных и водительских удостоверениях арестованы три крупных чиновника местной ГАИ, в том числе замначальника ГИБДД Корякии Виталий Русанов.
В Чувашии два года назад произошёл и вовсе вопиющий случай: сотрудники ГИБДД сломали водителю руку, у которого оказался просроченным страховой полис ОСАГО.
Вопрос о проблеме коррупции в ГИБДД достаточно часто поднимался в том числе и в ходе пресс-конференций Владимира Путина.
http://www.lentacom.ru/reviews/188.html
Результат проверки ГИБДД Прокуратурой
За показательными примерами далеко ходить не надо. Например, в мае в Новгородской области суд признал виновными в превышении должностных полномочий и получении взяток двух инспекторов дорожно-патрульной службы отделения ГИБДД, которые без правовых на то оснований сняли государственный регистрационный знак с автомобиля "Москвич-2140", после чего предложили потерпевшему владельцу автомобиля возвратить номера за вознаграждение. Оба молодчика были отправлены за решётку.
В Тульской области предприимчивый инспектор ДПС незаконно потребовал 2 тыс. рублей у водителя грузовика за беспрепятственный провоз груза на автомобиле ЗИЛ. У водителя не было всей суммы, но он пообещал отдать деньги через несколько часов, после чего обратился в правоохранительные органы и сообщил о вымогательстве у него взятки. Когда водитель приехал передать обещанные деньги, на месте внезапно появилась милиция, а вымогатель так растерялся, что сжевал "заработанное". Суд назначил инспектору ДПС наказание в виде двух лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.
В декабре прошлого года в Корякском автономном округе были расследованы факты незаконной выдачи сотрудниками ГИБДД водительских удостоверений и ПТС. Инспекторы незаконно выдали как минимум 200 водительских прав. О том, как права покупаются в столице, рассказывать не нужно: практически в каждой автошколе можно свободно договориться о сделке.
В органах ГИБДД повсеместно распространено взяточничество – об этом знают все. С одной стороны, гаишников можно понять: условия труда у них суровые, оклад маленький, вот и «зверствуют» не от хорошей жизни. С другой стороны, коррупция приобрела такие размеры, что каждый автовладелец сегодня должен из семейного бюджета выделять отдельный пакет "на оплату гаишника". С каждого третьего водителя столичный инспектор получает как минимум 50-100 руб. Таким образом, в день набегает от 200 до 300 долларов. Судиться с правоохранительными органами ради принципа никому не хочется, поэтому парадоксальным образом дошло до того, что водители сами начинают поощрять взяточничество. Типичный случай: водитель отстёгивает деньги и предлагает: слушай, давай остаток довезу, и "добрый" гаишник разрешает: валяй! И ведь многие водители послушно привозят взятки на "стрелку" – а то как-то нечестно получается, ведь обещал «доброму» милиционеру...
Судя по жалобам автовладельцев, инспекторы злоупотребляют полномочиями не только на дороге, но и в ситуациях при оформлении документов: постановке автомобиля на учёт, проведении техосмотра и прочее. Каждому, кто хоть раз толкался с МРЭО ГИБДД, знакомо мерзкое чувство унижения и бессилия.
www.steer.ru/archives/2007/03/01/002816.php
Сколько стоит инспектор ДПС?
По мнению многих аналитиков, коррупция в ГИБДД пустила глубокие корни и превратилась в хорошо отлаженный бизнес с многоуровневой структурой. Депутат Госдумы Виктор Похмелкин полагает: «Сегодня ГИБДД имеет планы по взяткам и систему распределения теневых доходов от низов к верхам. Попадая в такую структуру, новый сотрудник вынужден играть по правилам». По мнению Виктора Похмелкина, последние повышения штрафов создали благодатную почву для дальнейшего процветания коррупции.
www.autochel.ru/news/854-print.html
[color=red]