Как обезвредить систему ПРО Еще в первой половине октябре в Москве прошли переговоры глав внешнеполитических и оборонных ведомств России и США в формате "два плюс два", на которых обсуждался вопрос о создании противоракетной обороны (ПРО) в Европе. Суть российских предложений по этому вопросу известна: совместное использование существующей Габалинской (Азербайджан) и строящейся в Армавире радиолокационных станций (РЛС), которые входят в систему предупреждения о ракетном нападении РФ, если США откажутся о своих планов развертывания РЛС в Чехии и базы противоракет в Польше. Американские же встречные предложения в течение долгого времени носили исключительно устный характер и во многом оставались неясными для российского экспертного сообщества. Только в конце октября министр обороны США Р. Гейтс сообщил, что американская сторона готова развернуть систему ПРО в Европе, но не ставить ее на боевое дежурство до тех пор, пока не получит убедительных доказательств угрозы со стороны Ирана. При этом российские РЛС могут стать существенным дополнением к создаваемой системе ПРО.
Кого будет защищать американская система?
Заявление Гейтса носит исключительно важный характер, так как затрагивает основу российско-американских противоречий по этому вопросу: против кого создается система ПРО в Европе и кого она планирует защищать. Ответ на последний вопрос для российских экспертов очевиден – создаваемая система не предназначена для защиты от ракетной угрозы европейских государств. В противном случае были бы выбраны другие места для ее дислокации. Ведь изначально планировалось разместить базу противоракет в южной части Польши, и только по настоянию американской стороны местоположение базы оказалось в северо-восточной части страны, что более удобно для соответствующего перехвата баллистических ракет, летящих, например, из Ирана в сторону Восточного побережья США.
Кроме этого, в качестве ударного элемента такой системы будут использованы противоракеты шахтного базирования типа GBI (Ground-Based Interceptor), которые предназначены для уничтожения боеголовок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на внеатмосферном участке траектории. Возникает закономерный вопрос – откуда такие боеголовки могут прилететь? Помимо США такие ракеты сейчас стоят на вооружении только в России и Китае. Последние страны имеют с Европой очень тесные экономические отношения, а вероятность нарастания их противоречий в военно-политической сфере достаточно мала. Тем более, что, по мнению
известного российского эксперта С. Караганова, ЕС так и не станет самостоятельным центром силы. В этих условиях любой удар российских или китайских ракет по Европе крайне маловероятен в обозримой перспективе.
Ракетные технологии имеют и ряд азиатских стран, которые при благоприятных условиях смогут подойти к созданию МБР. Среди них потенциальную угрозу для Запада могут создать только Северная Корея, Иран и Пакистан (в случае захвата власти в Исламабаде исламистами). В целом ЕС не имеет с этими странами столь существенных противоречий, которые могли бы привести к вооруженному конфликту. Помимо этого, возможные сроки создания МБР Пхеньяном, Тегераном или Исламабадом достаточно далеки. В частности, Иран сейчас имеет только баллистические ракеты малой и средней дальности. С появлением ракеты "Шахаб-3" (Shahab-3) дальность их стрельбы достигла 1600-2000 км. Даже при благоприятных условиях, что невозможно в рамках все усиливающихся санкций со стороны Совета безопасности ООН, Тегерану для разработки баллистических ракет "Шахаб-5" и "Шахаб-6" понадобится 5-10 лет, а дальность их стрельбы составит порядка 6400 км. Этого достаточно для гипотетического ракетного удара по Европе, но в этом случае для их перехвата понадобятся другие средства ПРО (например, американские зенитно-ракетные комплексы "Пэтриот" РАС-3 или российские – С-400 "Триумф", которые при необходимости могут быть достаточно быстро развернуты на нужном направлении).
Подтверждением планов Вашингтона по созданию в Европе именно системы передового базирования ПРО американской территории служит и то, что такие планы были европейцам искусственно навязаны. Если бы ракетная угроза реально существовала, то инициатива исходила бы ни с американской стороны и была бы активно поддержана европейскими государствами. Как, например, это было сделано в Северо-Восточной Азии, где совместная американо-японская ПРО начнет действовать уже в январе 2008 г. При этом Токио не только дал согласие на развертывание на своей территории РЛС и ЗРК "Пэтриот" РАС-3, но и участвует в усовершенствовании одного из типов противоракет.
Против кого создается система ПРО в Европе?
США утверждают, что система ПРО в Европе создается для защиты, в первую очередь, от иранских ракет. Однако, по мнению российской стороны, в ближайшей и среднесрочной перспективе (вплоть до 2015 г.) Иран не представляет для США ракетной угрозы, так как не сможет создать МБР. Сомневаться в компетентности американских специалистов не приходится, следовательно, система ПРО создается не столько против Ирана, сколько с целью парирования других возможных угроз. С учетом выбранного местоположения базы противоракет, вывод напрашивается сам собой – система ПРО в Европе создается, в том числе, для перехвата боеголовок российских МБР.
С опасениями Москвы согласен и целый ряд известных американских ученых. В частности, Теодор Постол из Массачусетского технологического института и Джордж Льюис из Корнеллского университета провели исследование, которое доказало принципиальную
Достаточно часто российское руководство использует не те методы решения проблемы
возможность перехвата боеголовок российских МБР, стартующих с таких ракетных баз, как Выползово или Тейково (европейская часть страны), в сторону Восточного побережья США.
Конечно, десять противоракет не могут остановить ответный удар стратегических ядерных сил России сейчас. Но по мере сокращения стратегических потенциалов возможности Москвы по нанесению ответного ядерного удара будут все более сокращаться. А боевые возможности ПРО в Европе, как и на Дальнем Востоке, будут наращиваться. В частности, может быть существенно увеличено не только количество противоракет, но и проведена замена их моноблочных головных частей на многоблочные, что позволит уничтожать одной противоракетой сразу несколько боеголовок МБР. Помимо этого в непосредственной близости от российских границ, особенно в случае вступления Украины в НАТО, могут быть развернуты воздушные носители с лазерным оружием, которые в отличие от противоракет типа GBI способны уничтожать российские МБР на наиболее уязвимом (активном) участке траектории. Нынешняя база противоракет в Польше и обеспечивающая ее РЛС в Чехии могут быть только начальным этапом деятельности США по существенному ослаблению ответного удара стратегических ядерных сил России.
Выход из Договора РСМД, как ответная мера России
Провокационная политика США в отношении развертывания так называемого третьего позиционного района ПРО в Европе вынуждает Москву принять адекватные меры. Однако достаточно часто российское руководство использует не те методы решения этой проблемы. Так, по мнению начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерала армии Ю. Балуевского, в ответ на американские планы развертывания ПРО в Европе Москве следует в одностороннем порядке выйти из Договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД), подписанного Советским Союзом и США в 1987 г. и унаследованного РФ. По этому поводу можно заметить следующее:
*
создание Россией РСМД потребует столь значительных финансовых ресурсов, что это неизбежно скажется на благосостоянии населения страны;
*
с военной точки зрения нацеливание РСМД на объекты ПРО не сможет решить проблему ввиду все увеличивающегося превосходства сил общего назначения стран НАТО над соответствующими силами РФ и возможности достаточно быстрого развертывания американских ракет средней дальности "Першинг-2" в непосредственной близости от границ РФ;
*
с политической точки зрения такое нацеливание российских РСМД будет иметь крайне негативные последствия, так как резко ухудшит российско-европейские отношения, а ведь именно из Европы приходят в экономику страны основные валютные поступления;
*
с экономической точки зрения гораздо выгоднее не создавать РСМД, а перенацелить некоторое число российских носителей ядерного оружия на новые цели; наличие баллистических ракет подводных лодок, крылатых ракет воздушного базирования большой дальности и удаленных от европейских стран ракетных баз МБР позволяет Москве сделать это достаточно безболезненно.
Пути решения проблемы
Жесткая позиция Москвы по вопросу развертывания американской системы ПРО в Европе, несогласие ряда ключевых союзников США (в частности, Германии) на ускоренное развертывание этой системы, существенное сокращение финансирования этих работ со стороны Конгресса США, готовность нового правительства Польши начать переговоры с Россией о строительстве на территории страны базы противоракет и целый ряд других обстоятельств вынуждают американскую администрацию искать для решения этой проблемы возможные компромиссы. В частности, предлагается разрешить российские инспекции на объектах ПРО в Европе, а также временно приостановить создание базы противоракет в Польше. Однако, никто не сомневается в том, что американские планы в этом направлении
Процесс создания системы ПРО в Европе является зеркалом отношений России и Запада
будут полностью реализованы, но несколько позже, чем предполагалось ранее.
Возможности Москвы по сдерживанию американской активности в области создания ПРО в Европе достаточно ограничены. Тем не менее, Россия может и должна предложить свой выход из сложившейся ситуации, позволяющий наиболее полно учесть собственные национальные интересы. Во-первых, Москва не должна выходить из Договора о РСМД ввиду крайне невыгодных для нее военно-политических и экономических последствий. Во-вторых, в рамках Совета Россия-НАТО необходимо инициировать вопрос о создании Центров обмена данными о ракетных пусках в режиме реального времени (в Москве и Брюсселе) и о подключении к ним как российских, так и западных РЛС. В-третьих, крайне желательно заключить юридически обязывающий договор, регламентирующий перспективы развертывания системы ПРО в Европе и участия в нем РФ.
Таким образом, сейчас наступает крайне важный этап в развитии российско-западных и российско-американских отношений. По сути процесс создания системы ПРО в Европе является зеркалом этих отношений. Если партнерам удастся уйти от односторонних действий и найти возможный компромисс, то можно будет выйти на совершенно новые уровни партнерства, предполагающие как совместное создание различных военных систем, в том числе, в сфере ПРО, так и подлинное взаимодействие в решении задач ядерного и ракетного распространения, борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. В противном случае неизбежна новая фаза эскалации военно-стратегического противостояния Москвы и Вашингтона, что неизбежно ухудшит состояние международной безопасности во всем мире.
http://www.novopol.ru/material31967.html