Российские олигархи тихо переводят активы в Европу. Олигархи заявляют о своем патриотизме, обосновываясь за границей. При этом они могут совершенно спокойно и полностью законно осуществлять перекачку капитала. Зарубежные инвестиции надежно защищены от атак российских властей.
Все больше и больше российских миллиардеров инвестируют в западноевропейские компании, пытаясь не афишировать свои действия.
Список крупных российских инвесторов, которые планируют делать инвестиции в Германии, становится в этой связи все длиннее. Недавно Олег Дерипаска повысил свою долю в эссенском строительном концерне Hochtief почти на 10% — за несколько недель до этого он приобрел акции австрийского конкурента этой компании, концерна Strabag. Миллиардер и бывший офицер КГБ Александр Лебедев стал с прошлого года совладельцем чартерной авиакомпании Blue Wings. Крупный акционер Рустам Аксененко вызвал переполох, продолжающийся несколько месяцев, в мюнхенском концерне по производству элитной одежды Escada. Но нельзя сказать, что жажда приобретений, которую испытывают российские инвесторы, вызывает всеобщий восторг. Жажда олигархов получить свою долю наталкивается на определенный скепсис, некоторые и вовсе опасаются замаскированного проникновения Кремля в немецкие концерны.
Есть еще один, с позволения сказать, жупел для европейской экономики — российский концерн «Газпром». Глобальная стратегия экспансии этого монстра также наталкивается в Германии на недоверие. Если государственный производитель газа приобретет долю в таких энергетических концернах, как RWE или Eon, он приберет к рукам контроль над энергообеспечением немецких потребителей.
Критики говорят, что зависимость и политическая уязвимость Германии может в результате только повысится. При этом «Газпром» уже давно присутствует на рынке Германии: российский энергетический гигант владеет совместно с дочерним предприятием BASF, компанией Wintershall, газовой компанией Wingas.
Страхи преумножаются еще и за счет того, что такие российские олигархи, как Вексельберг или Дерипаска, считаются ставленниками Путина. Только тому, кто следует пожеланиям всесильного хозяина Кремля, он предоставляет свободу действий. Президент ждет от своих владеющих миллиардами подданных социальной и культурной активности. Регулярно проводятся консультации самых влиятельных топ-менеджеров с Путиным, на которых речь идет и о внешнеэкономических стратегиях. «Но олигархи достаточно умны для того, чтобы не упускать из виду свои собственные цели», — говорит Аксель Лебан. В 1980-е годы он возглавлял восточное отделение при Deutsche Bank, сегодня же является свободным консультантом по России, оказывающим услуги бизнесменам и политикам. Страх, бытующий в Германии относительно инвесторов с Востока, кажется ему скорее «психологическим».
Но есть и другой момент. Такие миллиардеры, как Вексельберг, получают благодаря инвестициям за границей большую личную независимость от России. «Олигархи заявляют о своем патриотизме, обосновываясь за границей, — говорит эксперт по России Лебан, — при этом они могут совершенно спокойно и полностью законно осуществлять перекачку капитала». Зарубежные инвестиции надежно защищены от атак российских властей.