Главная | Регистрация | Вход

Суббота, 18.05.2024, 23:44
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Кошмарик  
Форум » Новости » Моршанск » Заселение и освоение Тамбовского края (археология)
Заселение и освоение Тамбовского края
ZAV Дата: Понедельник, 28.01.2008, 03:27 | Сообщение # 106
Вникающий
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
Наш край не пустовал, конечно. Он по-моему совсем недостаточно изучен в археологическом плане. В соседних регионах всяких городищ, курганов, поселений тысячи чуть не в каждом районе, а у нас там курганчик, здесь группка, тут остатки городища. Даже нормального списка арх. памяткников нет (хотя не уверен, все-таки должен быть).
Но по-моему историю сел и городов надо все-же вести от заселения русскими. А то можно сказать что Моршу основали питекантропы 40 тысяч лет назад. Все-таки прежняя история - это другой народ, другие поселения, другая культура.
Названия же старых сел действительно включают в себя гидронимы, имена рек и ручьев гораздо древнее чем села и деревни.
В политическом плане территория, занимаемая сейчас Тамбовской областью входила в состав Темниковской Мещеры до первой трети 16в. На любой карте 15-16 вв. к востоку от рязанских земель помещалось это государство (называлась по-разному: Мещера, Мордва и пр.) Наверно тут существовали и поселения, и дороги, и торговля и реки имели названия (скорее всего такие же как сейчас).
Но это было другое государство и другие люди.
P.S. американцы не ведут отсчет истории своих городов с захваченных лагерей индейцев, на которых потом строились форты.
 
taro Дата: Понедельник, 28.01.2008, 03:35 | Сообщение # 107
Профессионал
Группа: Пользователи
Сообщений: 563
Статус: Offline
согласен, но в 1623 году в Морше уже русские!!! Однако, город (официально) с 1779. разница есть?
 
ZAV Дата: Понедельник, 28.01.2008, 03:42 | Сообщение # 108
Вникающий
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
С этим не поспоришь.
Тем более, думается, что те бортные книги 1623 г. отнюдь не самые ранние письменные упоминания, просто другие документы не сохранились видимо.
Я думаю что русские пришли сюда в конце 16 века, а к 1623 году тут все уже организовано было: наделы, органы власти, налоги, и пр.

Добавлено (28.01.2008, 03:42)
---------------------------------------------
Так, все, спасибо за беседу, но завтра на работу. Пока.

 
taro Дата: Понедельник, 28.01.2008, 03:45 | Сообщение # 109
Профессионал
Группа: Пользователи
Сообщений: 563
Статус: Offline
может быть... я в теме писал про с. Никольское. там русскии до монголов жили

Добавлено (28.01.2008, 03:45)
---------------------------------------------
а знаешь почему 1623 описали все?

 
ZAV Дата: Понедельник, 28.01.2008, 07:11 | Сообщение # 110
Вникающий
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
Думаю, кто-то первым поработал с первоисточниками, а другие цитировали его.
А вообще-то не задумывался. ПОЧЕМУ?
 
taro Дата: Понедельник, 28.01.2008, 17:59 | Сообщение # 111
Профессионал
Группа: Пользователи
Сообщений: 563
Статус: Offline
до 1622 года верхоценская волость принадлежала (могу не точно назвать имя, но сути не меняет) татарскому князю, на службе у русских царей, Кудашову. Так вот, в 1622 или 21 он умер, а детей у него не было. И все его земли отошли государству и были пожалованны (точно не помню) матери русского царя. Кому именно, нужно смотреть в документах. В музее эта инфа есть. А в 1623 году сюда была направленна "ревизия", чтоб узнать... чем это "МЫ" владеем... Возможно упоминания о селах (более ранние) нужно искать среди документов Кудашова. Должны были остаться следы. Налоги, военный призыв и тд.... Просто этим ни кто не занимался. Да и проблемматично это.

Добавлено (28.01.2008, 17:48)
---------------------------------------------
а в общем, не плохо было бы узнать, когда Кудашовы получили эту волость?

Добавлено (28.01.2008, 17:59)
---------------------------------------------
Читал в инете, что фамилии Кудашов, Барашев не русские, кроме того дворянские. Сродни Голицин, Оболенский...
А у нас слобода Барашево

 
ZAV Дата: Понедельник, 28.01.2008, 19:59 | Сообщение # 112
Вникающий
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
Вот, что касается нашего края до 1622 года.
Наша территория принадлежала некоему удельному княжеству, обладащими практически правами автономного государства (территория его размещалась на картах, своя судебная и налоговая система, своя армия и пр.). Называли его по-разному, но сейчас собирательно оно называется Темниковской Мещерой. Столица этого края располагалась сначала в городе Мохша, затем в городе Наровчат, а затем в г. Темникове. Населено было преимущественно мордвой, но управляли - татары.
Правила там династия Чингизидов, так называемые БЕХАНИДЫ (по имени хана Бехана - первого правителя). Существало это образование с середины 14 века по начало 17 века.
Среди потомков Бехана отмечают Кугуша, Тениша, Еникея и Кулунчака.
Русское население в 16 веке отмечается в Темникове и на севере и северо-западе края (как раз в наших местах)
Письменных источников того времени почти не осталось, только купчие, жалованные грамоты.
Вполен возможно, что село Морша вполне себе жило и в 16 и в 15 веке, как приграничное торговое мордовское село. Даже скорее всего так и было.
Бассейн верхней Цны и земли к югу от него - княжение (Кершинский беляк, Кершинская Мордва; с 1631 г. - Верхоценская дворцовая волость) Беханидов с начала ХVI в. до 1622 г.

Добавлено (28.01.2008, 19:59)
---------------------------------------------
Пдробней на сайте http://www.tatar.info/

 
taro Дата: Понедельник, 28.01.2008, 21:10 | Сообщение # 113
Профессионал
Группа: Пользователи
Сообщений: 563
Статус: Offline
хрень это... на тот момент это было УЖЕ русское государство....
 
Иноземец Дата: Понедельник, 28.01.2008, 21:25 | Сообщение # 114
Админ
Лучший рыбак форума Главный автомобилист форума Самые терпеливые Юбилейная - форуму год
Группа: Администраторы
Сообщений: 15248
Статус: Offline
good С удовольствием всё прочёл. Интересно же. Везде упоминаются знакомые названия сёл и городов. И кажется что времени не так уж много прошло.

 
ZAV Дата: Вторник, 29.01.2008, 01:28 | Сообщение # 115
Вникающий
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
Мужики! Не сдавайтесь! Ну-ка давайте закидаем новыми фантастическими идеями. clapping
Машины времени все равно нет. Не проверишь, что все действительно так было, как утверждается. Поэтому аргументы "А вот мне кажется..." принимаются. tease

Добавлено (29.01.2008, 01:27)
---------------------------------------------
А чё не понравилось про мещерское царство? Может территории моршанского, тамбовского, пичаевского, бондарского районов в 15-16 вв. входили в Рязанское княжество, а? Вроде нет. Но кому-то же они принадлежали.Кому ж по-твоему? (то, что это был протекторат России, это бесспорно, но в состав какого административного образования входил наш край - Касимовское царство, Ногайская Орда, Казанское царство или ещё куда-то?)
Вот карта Гастальдо 1550 года. К югу от Касимова и кзападу от Казани на ней изображена надпись MORDVA. Современные историки (пензенские и казанские) считают, что это именно название административно-территориального образования, а не указание на национальность живущих там людей

Добавлено (29.01.2008, 01:28)
---------------------------------------------
Карта

Сообщение отредактировал ZAV - Вторник, 29.01.2008, 01:30
 
taro Дата: Вторник, 29.01.2008, 02:00 | Сообщение # 116
Профессионал
Группа: Пользователи
Сообщений: 563
Статус: Offline
блин... я не спорю. по мне хоть чукчи. все равно родные... на владения Кудашова- это уже Россия. вопрос, когда они получили землю

Добавлено (29.01.2008, 02:00)
---------------------------------------------
а на карте есть столица мордвы?:))

 
Маска Дата: Среда, 30.01.2008, 23:09 | Сообщение # 117
лучик Света
Заслуженный труженик форума Юбилейная - форуму год Ум, честь, совесть, красота и золотой голос форума Юный мичуринец Лучший повар
Группа: Администраторы
Сообщений: 17581
Статус: Offline
МОРШАНСКАЯ УСАДЬБА РАКША И КУЛИКОВО ПОЛЕ
Тамбовская жизнь

ВНАЧАЛЕ XX века на Куликовом поле, где произошла историческая битва с татаро-монголами, на народные пожертвования был возведен храм-памятник и освящен во имя вдохновителя сражения - Сергия Радонежского. Постройка церкви была начата по инициативе дворян Олсуфьевых, чья усадьба Буйцы находилась неподалеку оттого места. Последний владелец Буйцов граф Юрий Александрович Олсуфьев слыл прекрасным знатоком истории и искусства. Для создания мемориального храма на Куликовом поле он пригласил известных людей: проект церкви был заказан архитектору Алексею Щусеву, иконы для иконостаса - художникам Дмитрию Стеллецкому и Владимиру Комаровскому. Сама же работа над иконостасом проходила в усадьбе Ракша Моршанского уезда Тамбовской губернии. Владимир Алексеевич Комаровский, внучатый племянник поэта Д. Веневитинова, родился в 1883 году в Петербурге. После смерти родителей он с братьями рано остался сиротой. Их опекуном стал дед по материнской линии В. Безобразов, которому принадлежала усадьба Ракша, дарованная одному из предков - генералу Глазову - императором Павлом I. Владимир Комаровский окончил гимназию в Ялте, где жил у деда, и поступил на юридический факультет Петербургского университета. После третьего курса он перевелся в Академию художеств, решив посвятить себя профессиональному искусству, но вскоре покинул и ее. Чтобы ознакомиться с западным искусством, молодой человек отправился путешествовать по Европе, а после возвращения на родину принял участие в главном открытии русской культуры начала XX века - открытии древнерусской иконы. Технология иконописи предполагала покрытие иконы защитным слоем олифы, которая со временем темнела, поэтому изображение становилось недоступным зрению. Тогда иконная доска записывалась заново, а древний образ скрывался под позднейшими слоями. С появлением новых реставрационных технологий старинные иконы были "раскрыты" от позднего письма, представ в первоначальной красоте, что произвело огромное впечатление на художников во всем мире. У истоков реставрации древнерусской иконописи стоял директор Русского музея Петр Нерадовский - друг Владимира Комаровского. Он не только разрешал Владимиру Алексеевичу копировать иконы, но и предоставлял для этого собственную мастерскую. Комаровский делал копии и зарисовки, общался с художниками, коллекционерами, реставраторами. Вскоре ему и Дмитрию Стеллецкому предложили написать иконостас для церкви в имении графа Медем на Волге близ города Хвалынска. Имя Дмитрия Сергеевича Стеллецкого ныне более известно за рубежом, чем в нашей стране, поскольку перед началом Первой мировой войны он уехал во Францию, где оставался до конца своих дней. В среде русской иммиграции он прославился созданием иконостаса и росписей церкви Сергиева Богословского института в Париже и иллюстраций к "Слову о полку Игореве". Для работы над хвалынским иконостасом Комаровский пригласил Стеллецкого в Ракшу. Его дед Безобразов в ту пору жил в Ялте, поэтому старинный усадебный дом был заброшен. На рубеже XIX-XX веков подобная участь постигла многие дворянские гнезда, пришедшие в упадок после реформ 60 годов XIX века. Но в них по-прежнему все напоминало о недавно кипевшей жизни. Осенней свежести благоуханный воздух, Всепроникающий, дарует сладкий роздых, Балует и поит родимым молоком... Под алебастровым и пышным потолком Висит широкая, померкнувшая люстра. В огромной комнате торжественно и пусто. Квадратами блеснет дубовый, светлый пол... Но сдвинут в малый круг многосемейный стол, И - праздные следы исчезнувшего улья - Расставлены вдоль стен рассохшиеся стулья. Так описывал Ракшу поэт Василий Комаровский - родной брат Владимира Алексеевича. Усадебный дом XVIII века с белыми колоннами, соединявшийся зимними оранжереями с двумя флигелями, и высокими елями перед ним располагался при селе Ракша, где его владельцы возвели Вознесенскую церковь, часовню Казанской Богоматери, школу и больницу для крестьян. Во время создания медемовского иконостаса Владимир Комаровский с женой Варварой Федоровной (урожденной Самариной) жил в левом двухэтажном флигеле, работая в мастерской на втором этаже. Художественные занятия он чередовал с прогулками по окрестностям. Тропинка тянется через мохнатый луг, И носится кругом пьянящий сердце дух, И вьются облака набухшей вереницей Над белой церковью и белою больницей. Когда Комаровский и Стеллецкий работали над медемовским иконостасом, в Ракшу приехал Олсуфьев и предложил написать иконостас для строящегося храма на Куликовом поле. Кроме Олсуфьева в Ракше в то время побывало много знаменитых людей. Здесь гостил родной брат Владимира Алексеевича поэт Василий Комаровский. Для помощи художникам в написании икон приехал 15-летний Александр Корин, ученик Иконописной палаты. (Именно в то время родилась дружба между братьями Александром и Павлом Кориными, Комаровским и Стеллецким.) В другом флигеле проживали ближайшие родственники Комаровских - Сергей и Борис Мансуровы. (Сергей Павлович Мансуров через десять лет принял священнический сан и стал историком Русской православной церкви.) Неоднократно посещал усадьбу друг семьи Комаровских Петр Нерадовский, приезжали князь Сергей Трубецкой и родственники из рода Самариных. Летом 1914 года работа над иконостасом завершилась. Иконы были отправлены в Сергиевскую церковь на Куликово поле. Комаровские с нетерпением ждали отзыва Олсуфьева, которого считали строгим, но справедливым критиком. Вскоре от него пришла телеграмма: "Сегодня открыли иконы, поражены красотою, пишу, обнимаю. Юрий". Окончив работу, Комаровский с женой навсегда покинул Ракшу. После Октябрьского переворота они поселились в подмосковном имении Измалкове близ станции Переделкино, где Владимир Алексеевич продолжал занятия иконописью. На месте будущей переделкинской дачи писателей стояла деревянная часовня, для которой Комаровский написал икону Донской Богоматери. В 1923 году после выселения из измалковской усадьбы Комаровские переехали в Троице-Сергиеву лавру, где Владимир Алексеевич стал работать в комиссии по охране памятников, позднее - в музее. К тому времени в лавре собрались многие обитатели и гости Ракши. Олсуфьев первым перебрался из Буйцов в Сергиев Посад, под покров святого Сергия Радонежского. Там же со временем поселился и Сергей Павлович Мансуров. Дальнейшая жизнь Владимира Комаровского сложилась трагически. После нескольких арестов осенью 1937 года он был расстрелян. Та же участь постигла Олсуфьева. О судьбе главной работы Владимира Алексеевича - куликовского иконостаса - до сих пор ничего не известно. После революции он исчез. В те годы подобным образом было утрачено немало икон. Например, образ Донской Богоматери, написанный Комаровским для часовни в Переделкине, долгое время использовался в качестве доски в одном из жилых домов. Ныне она обрела место в московском Свято-Даниловом монастыре и считается лучшей иконописной работой XX века. Таким образом, в жизни Владимира Комаровского соединились образы и места, так или иначе связанные с Куликовской битвой: иконостас, написанный для храма на Куликовом поле; икона Донской Богоматери - чудотворной заступницы войска Дмитрия Донского; Троице-Сергиева лавра - обитель святого Сергия Радонежского, где провел последние годы жизни Владимир Алексеевич. Все это ныне представляется звеньями единой цепи. Свое место в этой цепочке занимает усадьба Ракша. В толковом словаре В. Даля дается определение слова "ракша": "Ракша - птица сизоворонка". Оно подходит для образного восприятия одноименной усадьбы Ракша - одного из тысяч старинных дворянских "гнезд" России, которое воспитало людей, объединенных одной великой силой - любовью к Родине, к ее культуре, а также непостижимым полетом творческой мысли. Судьба Ракши в XX веке была похожа на судьбу других дворянских усадеб. В 1919 году она была разграблена и уничтожена, но двухэтажный кирпичный флигель, в котором когда-то шла работа над иконостасами, чудесным образом сохраняется поныне. Ряд историко-художественных памятников Ракши удалось спасти, вывезя в Моршанский музей. Часть книг усадебной библиотеки хранились в Тамбовском областном литературно-художественном музее. О них Василий Комаровский писал в стихотворении "Ракша": В осенней сырости и холоде зимы, Равно, еще стоят, средь серой полутьмы, Шкапы, где спутаны и мысли и форматы, Дела военные и мирные трактаты; Где замурованы, уснувшие вполне, Макиавелли, Дант, и Байрон, и Вине. Бывало, от возни, мальчишеского гама Сюда я уходил - Колумб, Васко да Гама - В новооткрытый сад и ядов, и лекарств, Где пыль моршанская легла над пылью царств И человечество - то прах, то бесконечность - Свой хрупкий зигурат бесцельно зиждет в вечность. Фото: - флигель усадьбы Ракша. 2005 г.; - храм Сергия Радонежского на Куликовом поле. Анастасия КЛИМКОВА. Студентка 5-го курса МГАХИ им. В. И. Сурикова.


 
taro Дата: Четверг, 31.01.2008, 01:07 | Сообщение # 118
Профессионал
Группа: Пользователи
Сообщений: 563
Статус: Offline
любопытная информация biggrin
 
ZAV Дата: Понедельник, 04.02.2008, 00:34 | Сообщение # 119
Вникающий
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
taro!
Ты не знаешь случайно, где находился томниковский могильник, который раскапывался то ли в конце 19 -го века, то ли Ивановым в начале 20-го?
Мне нужно точное его расположение, можно на фрагменте карты показать.
Спрашиваю, потому что заинтересовало изначальное и нынешнее расположение села N, нет ли связи с местом могильника.


Сообщение отредактировал ZAV - Понедельник, 04.02.2008, 00:35
 
taro Дата: Понедельник, 04.02.2008, 12:55 | Сообщение # 120
Профессионал
Группа: Пользователи
Сообщений: 563
Статус: Offline
точно не знаю, но где то рядом со Старотомниковым
 
Форум » Новости » Моршанск » Заселение и освоение Тамбовского края (археология)
Поиск:



Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz

Моршанский форум


Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Rambler's Top100