извините, но будет много букв...
=========================== Почему Спаситель пришёл тогда, когда Он пришёл? Почему Он не пришел раньше этого срока? Почему для того, чтобы заключить новый завет, новые отношения между Богом и человечеством требовалось время? Для чего сначала был иной закон - ветхий, как мы его теперь называем?
....Видимо, и от человечества требовалось нечто... чтобы оно духовно было готово это правильно принять...
и вся история Ветхого Завета, это не просто история еврейского народа, а духовное взросление Человека... Конечно, Бог всемогущ... и Он мог бы своею властью и силою сделать это помимо нашей воли... Но Он Сам создал нас свободными... и Ему важно, чтобы мы сами, своей свободной волей осознали и приняли то предназначение, тот промысел Божий о Человеке ... И Он начинает открывать что есть грех (зло).. какие последствия он несет в мир..
здесь придется немного отступить, дабы понять что есть вообще зло в догматическом христианском понимании:
Из предания Церкви мы знаем, что человек пришел в мир, в котором уже существовало зло. Что же такое зло? Откуда оно появилось?
Первый человек был сотворен и ни смертным и ни бессмертным, но имеющим в себе одновременно, как возможность стать бессмертным, так и возможность умереть. Являясь божественным даром, а не природой человека, залог бессмертия давал ему возможность через самосовершенствование, через послушание Богу, духовно дорасти до того, чтобы он стал его природой.
Дар бессмертия – это приобщение к Богу, к Самому источнику жизни. Но человек не приобщился к жизни в раю. В раю он приобщился к смерти. Человек захотел жить без Бога, а жизнь без Бога – это и есть смерть. ....Это ужасно звучит: приобщился к смерти там, где должен был приобщиться к жизни. Человек приобщился ко греху всем своим существом, и грех страшным образом исказил его природу.
Творение отпало от своего Творца. Грех открыл дорогу смерти. Человек, имевший такую возможность – не умирать, стал смертным и был изгнан из места жизни, где все существующее имеет вечное бытие. Грех Адама, его отпадение от Бога, могли бы стать вечным уделом всего человечества, если бы Бог по милосердию Своему не изгнал Адама из Рая во временный мир, чтобы смерть не стала его вечным состоянием, чтобы сатана не победил его до конца.
Мы все приобщены к смерти через первородный грех, и хотя в Святом Крещении он прощается, последствия греха, к сожалению, остаются. Поврежденная человеческая природа должна быть исцелена самим человеком, которому суждено жизнью своей преодолевать последствия грехопадения первого человека – идти в обратном направлении, не вкушая от древа познания добра и зла.
Зло могло быть побеждено еще в Раю. Сатана, творение наделенное свободной волей, мог быть побежден только свободным творением, и эту победу должен был одержать Адам – победить зло в раю, как человек, и тем осуществить свое Богочеловечество. Но он этого не сделал. Господь бы мог, как и может, всемогуществом Своим воспретить злу присутствовать в мире, совершенным Словом Своим просто уничтожить его. Но Он поступил иначе, потому что тому живому, что Он сотворил, и Ангелам и человеку, Он дал свободную волю. И однажды даровав человеку свободу, Господь никогда ее не отбирает.
Через Адама приходит в мир грех и смерть: грех одного человека, его смертность становятся уделом всех. Адам виноват перед всем человечеством, перед каждым из нас. Но тогда и каждый из нас через свой грех виноват перед всеми.
Если мы хотим начать борьбу с окружающим нас злом, для этого необходимо прежде всего искоренить зло в себе, и только если нам удастся победить сатану в самих себе, нам удастся это сделать и вокруг себя.
Но если мы не начали эту борьбу, то имеет ли смысл спрашивать тогда: «Почему существует страдание? Почему умирают дети? Почему торжествует ненаказанное зло? Почему так много несправедливости в мире»? Если человек будет честен перед самим собой, он должен будет ответить: « Это мой грех искажает мир, и мое зло ко мне же возвращается». По ком звонит колокол? Он звонит по тебе....
И вот Господь видимым образом начинает показывать ветхозаветному человеку как действует грех... Да, Бог всегда прощает искренне покаявшегося человека... но действие то греха все равно продолжается...
И вот Он устанавливает ,что за грех человек должен принести жертву...
capricorn, обратите внимание на то как названы животные в Левит : "возьмите козленка которого о грехе”, или “ ягнёнка однолетнего безупречного”… т.е. возьмите за свой грех невинное животное….
Теперь представьте такую картину: Приходит муж с согрешившей женой (или наоборот…не суть) в храм… каются во грехе через священника Богу… Священник , данной ему властью отпускает и разрешает… свидетельствует о прощении греха… а потом берёт и убивает у них на глазах маленького беленького невинного ягнёночка… Агнца… и говорит, что грех ваш прощен… но помните, что грех этот кого-то убил… и прежде, чем согрешить в следующий раз, вспомните об этой крови… она всегда льётся… за каждый наш грех… просто вы раньше этого не видели…
А потом эту жертву на алтаре сжигает…
Картина, конечно, не очень гуманная … но на другой чаше весов было спасение человечества… нужна была метанойя сознания… Покаяние по-гречески названа словом “метанойя” и переводится ещё как “изменение ума”. Вот это изменение ума и должно было произойти прежде, чем появился Христос… Последний Агнец за всех и за вся…
И она происходит.. Псалмопевцу и царю Давиду открывается , и он в своем 50-м псалме (по сути гимне любого православного христианина) вдруг говорит : “Жертву всесожжения не благоволиши! Жертва Богу – дух сокрушен !”
И начинается новое понимание жертвы… Покаяние….
И вот уже Иоанн Креститель возвещает: Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Небесное!
Бог спасает человека – Сам становится Человеком в этом мире, во всей полноте принимает на себя человеческую природу, чтобы все-таки победить зло не как Бог, а именно как Человек, а потом дать возможность каждому человеку снова приобщиться к Богу, чтобы снова победить. И Он побеждает сатану во всей силе Своей человеческой природы, во всей полноте ее богоприобщенности, как Агнец, чтобы каждому из нас тоже даровать такую возможность – снова и снова своим свободным произволением побеждать зло, помнить о пролитой за наши грехи Его крови и приобщаться к добру.
Извините , но короче никак не получилось …