Мне, служившему в отдельной разведроте 203-й стрелковой дивизии, часто приходилось участвовать в боевых операциях вместе с саперами. Так что их нелегкая военная служба знакома мне не понаслышке: они взрывали мосты, уничтожали дороги, ставили минные поля перед наступавшими немецкими войсками.
А когда Красная Армия перешла в наступление, ее бойцов поддерживали опять-таки саперы. Это были смелые воины, настоящие герои. Их мужеству и отваге обязаны многие выжившие солдаты Великой Отечественной Войны.
Об одном из них мне и хотелось бы рассказать сегодня, накануне Дня Победы.
Удивительна и очень интересна судьба Ивана Васильевича Чещарина - сержанта, командира инженерной разведки 665-го отдельного саперного батальона 385-й стрелковой дивизии II Белорусского фронта. Родился он 7 июля 1924 года в селе Шилове Волоколамского района Московской области. Рос в самой обычной крестьянской семье, перед войной окончил 7 классов местной школы.
В 1942 году его и других ребят и девчат направили копать окопы, противотанковые рвы под город Клин. Пока ребята там работали, немцы обошли этот город, и Иван Васильевич с "товарищами оказался в тылу у фашистов. Что было делать? Решили возвращаться домой. По пути их остановили немцы, погрузили в вагоны и отправили в Белоруссию в лагерь для военнопленных.
В начале 1943 года Чещарин и вместе с ним еще около 40 человек бежали из лагеря и наткнулись на партизанский отряд. После проверки в особом отделе Ивану Васильевичу выдали документы и командировали во взвод инженерной разведки 665-го отдельного саперного батальона. Так началась его военная служба. Он ставил противотанковые мины, минировал передний край противопехотными минами. Позднее И.В.Чещарин стал командиром отделения инженерной разведки 665-го отдельного саперного батальона.
В июне 1944 года Красная Армия начала грандиозную операцию по освобождению Белоруссии. Ее предстояло осуществить силами четырех фронтов: I, II, III Белорусских и I Прибалтийского. II Белорусский фронт перешел в наступление 23 июня, держа курс на Могилев. Отделение сержанта Чещарина было включено в состав сводного подвижного отряда из 900 человек. Замечу, что отряд был сформирован из наиболее смелых и опытных бойцов и командиров. Таким к тому времени стал молодой сержант Иван Чещарин - участник нескольких боев, сполна хлебнувший фронтового лиха.
Отряду предстояло прорвать оборону противника, войти в прорыв и пробиваться к Днепру. За передовым отрядом должны были последовать другие части и соединения.
В приказе Верховного Главнокомандующего отмечалось, что в тот день войска форсировали реку Сож и с боем овладели городом Кричев - важным опорным пунктом и железнодорожным узлом противника на могилевском направлении; что в боях за овладение Кричевым особенно отличилась 385-я стрелковая дивизия. В ознаменование достигнутых успеуспехов дивизии присвоили звание "Кричевская". В этом была и заслуга Ивана Васильевича Чешарина - одного из доблестных воинов этой прославленной дивизии.
И вот теперь на рассвете 25 июня после мощной артподготовки отряд сержанта Чещарина прорвал оборону противника в районе г.Чаусы Могилевской области и вышел в тыл к немцам. В тот памятный день Чещарин действовал смело. Во время подготовки к прорыву обороны немцев он проделал два прохода в проволочных заграждениях и минных полях противника у деревни Головенчица Чаусского района. Сметая на своем пути вражеские заслоны, отряд Докучаева - боевого соратника Ивана Васильевича с ходу форсировал реку Реста, освободив более 25 населенных пунктов, и вышел к Днепру у деревни Дашковка. Здесь через Днепр противник навел мост, по которому должны были пройти отступающие немецкие части. Мост охранялся, был заминирован и подготовлен к взрыву. Но немцам взорвать его не удалось, наши воины захватили мост неповрежденным. Подтянув подкрепление, фашисты бросились в яростную контратаку, стараясь отбить мост или хотя бы уничтожить его. Но советские войска держались стойко.
27 июня началось форсирование Днепра, в том числе и в районе деревни Дашковка. Одним из первых в воды великой реки ступил сержант Чещарин. Вот как об этом рассказывал сам Иван Васильевич: "Подошли к Днепру часов в 8 утра. Нас, саперов, вызвали к командиру дивизии полковнику Сапрунову, который отдал приказ начать форсирование.
Переправлялись небольшими группами в разных местах на значительном протяжении реки: кто на лодках, кто на плотах. С того берега немцы вели сильный огонь. Несмотря ни на что, переправились удачно и, обнаружив там пять надувных лодок, захватили их и на них вернулись обратно на левый берег. Взяли взвод пехоты, 15 автоматчиков
перевезли их на правый берег Днепра. Командир взвода пехотинцев попросил нас, саперов, разминировать проход. Мы это сделали и вместе с автоматчиками пошли в атаку, ворвались в немецкие траншеи, схватились с врагом врукопашную. Немцы бросились наутек. Тогда мы захватили 21 пленного, 1 огнемет...".
Плацдарм был захвачен, но немцы выдвинули к переправе танки и штурмовые орудия, пытаясь сбросить передовые отряды красноармейцев в Днепр. Но все атаки были отбиты. К вечеру подошло подкрепление, и бойцы инженерной разведки стали пропускать войска Красной Армии. Саперы тем временем быстро, часа за три, навели мост, по которому пошли танки, и сами двинулись вперед вместе с наступающими силами нашей армии.
В приказе Верховного Главнокомандующего говорилось, что войска II Белорусского фронта форсировали Днепр на участке протяженностью 120 км, прорвали вторую оборонительную полосу немцев, подготовленную на западном берегу, штурмом овладели Могилевом - важным узлом обороны немцев на Минском направлении, а также заняли с боями города Шклов и Быхов.
В числе особенно отличившихся в тех сражениях частей и соединений Красной Армии вновь отмечалось и прославленная 385-я стрелковая дивизия. В честь этой победы Москва от имени Родины салютовала доблестным воинам II Белорусского фронта 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. Выходит, это был салют и в честь одного из лучших воинов II Белорусского фронта сержанта КВ.Чещарина, представленного за форсирование Днепра, захват и удержание плацдарма на его правом берегу к высшей степени отличия - званию Героя Советского Союза.
Однако сам Чещарин об этом не знал. Вместе со своими боевыми товарищами он участвовал в освобождении Польши, дошел до границы с Восточной Пруссией. В одной из боевых операций в сентябре 1944 года севернее Варшавы у г. Ломны Чещарина тяжело ранили очередью из автомата в ногу. Всю ночь он пролежал во ржи, на месте боя, пока его не нашли и не отправили в госпиталь. А уже после того, как поправился и был комиссован, Иван Васильевич вернулся домой, в родное Шилово. Там и узнал, что отец погиб в 1943 году.
...Как-то раз И.В.Чещарин поехал в Москву, к двоюродному брату. Жил у него несколько дней. Однажды брат прочитал газету, где был опубликован Указ Президиума Верховного Совета о присвоении особо отличившимся солдатам и офицерам звания Героя Советского Союза. Тут-то Чещарин и узнал, что его тоже представили к этому высокому званию. Золотую Звезду Героя и орден Ленина Ивану Васильевичу вручал в Кремле Н.М.Шверник - заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР. Кроме того, И.В.Чещарин за ратные подвиги, отвагу и мужество награжден медалью "За отвагу", орденами Красной Звезды, Славы III степени, Отечественной войны II степени.
После того, как война завершилась, Иван Васильевич уехал к родственникам в Закарпатье, где прожил четыре года. Но так как климат не подходил для его здоровья, Герою пришлось переехать в Молдавию, потом - в Моршанск. Это было в 1952 году. В нашем городе он женился, построил дом, у них с супругой родился сын. Моршанская земля стала для Героя родной и любимой. Здесь он прожил большую часть своей жизни, здесь он и умер, в марте 2000 года.
Говорят, что люди должны оставить о себе в памяти близких, родных и знакомых добрый след - своими делами, мыслями, поступками. Ивана Васильевича Чещарина есть, за что помянуть добрым словом, есть за что поклониться его памяти.
А. ВАРЧЕВ,
председатель Моршанского
городского совета ветеранов. |