Заняв в 1882 году по просьбе Александра III высокий пост главнокомандующего государственным конезаводством, генерал-адъютант начальник царской охраны и министр двора граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков фактически стал хозяином прославленного Хреновского конезавода графа Алексея Орлова в соседней Воронежской губернии. Завод был куплен царем у наследницы графа, безразличной к делу всей жизни ее отца. На содержание этого завода, считавшегося главным государственным, правительство ежегодно выделяло сотни тысяч рублей.
Кроме того, на свои деньги Воронцов-Дашков содержал при заводе школу наездников, которой присвоили его имя. Располагая огромным наследным капиталом, начало которому положил еще при Екатерине II граф Роман Воронцов, Воронцов-Дашков постепенно скупил на частных конных заводах наиболее выдающихся жеребцов и кобыл, родословные которых начинались в Хреновском заводе.
Надо сказать, что при жизни графа Орлова существовал строжайший запрет продавать на сторону лошадей с его завода. Но после смерти графа запрет этот нарушил управляющий Хреновским заводом бывший крепостной графа Шишкин, открывший свой завод.
Таким образом, получается, что элита орловской породы рождалась на частных конезаводах. Воронцов-Дашков потратил немало усилий и денег, чтобы собрать ее в Новотомникове.
Когда-то граф Алексей Орлов устраивал состязания своих и мужицких троек на заснеженном льду Москва-реки. Однажды победителем в этих бегах оказалась тройка саратовского мужика Таскена. В награду он получил сдобный калач и чарку водки из рук графа. Впоследствии стараниями графа Воронцова-Дашкова призовые суммы на бегах были доведены до десятков тысяч рублей. В моду вошло содержание частных призовых конюшен в Петербурге и Москве. Две такие конюшни имел и граф. Сюда привозили из Новотомникова уже наезженных, наиболее резвых рысаков.
В последней четверти XIX века в погоне за высокими призами в Петербург и Москву все чаще стали наведываться американские наездники на своих, так называемых "двухминутных рысаках", т.е. пробегавших милю (1600 м) за 2 минуты.
Русские конезаводчики, чьи орловские рысаки не обладали такой резвостью, взроптали. Воронцов-Дашков, содержавший в то время у себя на службе семейство выдающихся американских наездников Кейтонов с их лошадьми за триста тысяч рублей в год, был вынужден установить раздельные бега и призы для американских и орловских рысаков. Только одна рекордистка - серая кобыла Хода с Новотомниковского завода - еще могла соперничать с заокеанскими резвачами.
Хозяева частных конезаводов в России разделились на два лагеря, требовали запретить бега с участием американских рысаков, другие устремились приобретать заокеанских резвачей и скрещивать их с орловскими, надеясь получить новую породу рысистых, резвостью в американских и красотой в орловских рысаков.
После смерти графа Воронцова-Дашкова в 1916 году его наследники, собираясь выехать за границу, устроили дешевую распродажу с аукциона элиты всего конского поголовья завода. До середины 20-х годов каменные конюшни практически пустовали. На крытой беговой дорожке возле них наездники уже не разминали застоявшихся рысаков. Да и оставалось их столько, что можно было пересчитать по пальцам. Прежде прекрасный завод запустел и, как говорится, дышал на ладан.
По счастливой случайности среди немногочисленных чистокровных орловских маток оказалась и молодая кобыла Опора. Ей суждено было сыграть в дальнейшем выдающуюся роль в отечественном конезаводстве, спасти породу орловских рысаков от полного забвения.
В 1934 г. она явила на свет жеребенка, названного Отбоем. У Отбоя отцом был жеребец Бурелом (1927 г.). На него советовали обратить внимание московский ученый С.Калинин, которому приглянулись завидные формы этого рысака, участвовавшего на бегах на Московском ипподроме в 1930 году. Но поначалу Отбой ничем выдающимся себя не проявил. От него получали, в общем-то, рядовых рысаков и маток, не отличавшихся высокой резвостью. Завод решил расстаться с Отбоем. Его отправили на другой конезавод. И здесь надо сказать огромное спасибо начкону Л.Попову. Попов решил вернуть Отбоя в Новотомниково. Нетрудно представить себе, насколько сложно было осуществить это, ведь уже шла Великая Отечественная война. Только выделение отдельного товарного нагона для одной лошади уже было серьезной проблемой. И все же Попов добился своего. Отбой вернулся в Новотомниково. Здесь его уже принял другой начкон В.Ремизов. А.Попов в 1943 году ушел на фронт и не вернулся, как не вернулись сюда после войны 36 его работников - конюхи, наездники, кузнецы-ковали. Они погибли, защищая свою Родину. При Ремизове, проработавшем в конезаводе до 1965 года, родилась новая линия орловского рысака, новая ветвь на его родословном древе.
Интерес к орловскому рысаку снова резко возрос. Лошадей из Новотомниковского конезавода приобретали конезаводы Чехословакии, Венгрии, Китая, Германии, Швеции. С тройкой орловских рысаков, коренником которых был рысак из Новотомникова, познакомились Америка и Канада. Ими любова лись миллионы телезрителей в этих странах. О них восторженно писали во многих газетах.
...Вот уже более ста лет конезавод занимается разведением лошадей. У него сложились свои традиции, имеются секреты. Но, тем не менее, у новотомниковских специалистов есть опасения за судьбу орловского рысака. Это связано : прежде всего с определенной тенденцией по приватизации конезаводов страны. Поэтому государство должно взять в свои руки контроль над этой уникальной породой, которой по праву может гордиться Россия, поскольку это ее достояние. |