В Тамбовской области идет активная работа экспертной
комиссии по реорганизации и возможной ликвидации специальных
коррекционных школ-интернатов
Стремясь подогнать непростые судьбы детей с
инвалидностью в рамки государственных стандартов, чиновники лишают их
права на спокойную жизнь и достойное образование.
- За двадцать лет работы здесь я ни разу не слышал, как наши
ребята сказали бы на своего товарища: косой, хромой, не такой, как
другие, - говорит директор одной из школ-интернатов Игорь Урбан. - А
теперь представьте, как девочку с косоглазием отдадут учиться в обычную
школу, и сколько новых и далеко не самых приятных слов она будет слышать
о себе каждый день. Тут у них есть друзья, там они станут
детьми-изгоями…
Лес рубят - щепки летят
Моршанская специальная общеобразовательная школа-интернат впервые
начала свою работу в далеком 1933 году. В те тяжелые для страны годы
нашлись и помещение, и достойные педагоги, и желающие учиться. Спустя
четыре года стены школы покинул первый выпуск начальных классов, в этом
же году школа становится "семилеткой". Долгое время руководством учебным
заведением занимался заслуженный учитель РСФСР Анатолий Костяев -
человек, чье имя коренные моршанцы до сих пор вспоминают с трепетом и
уважением. Уровень подготовки и адаптации детей в школе-интернате
довольно высок, после выпуска многие становятся юристами, музыкальными
работниками, педагогами.
Сегодня в школе учатся тотально слепые, слабовидящие, дети с
нарушением речи и задержкой психического развития, дети-сироты,
дети-инвалиды… Для них работают более тридцати учителей, около двадцати
воспитателей, узкоспециализированные специалисты, такие, как дефектолог,
логопед и другие.
Но вот в этой бочке меда появляется и огромная ложка дегтя.
Управление образования и науки Тамбовской области, вложив летом
приличную сумму денег в ремонт здания школы-интерната, 19 октября
приняло решение о создании так называемой экспертной комиссии, в чью
задачу входит оценить различные параметры и решить вопрос о дальнейшей
судьбе школы-интерната. На сегодняшний день известно, что комиссия,
состоящая из представителей управления образования, местных чиновников,
психологов и врачей, уже провела встречу с учащимися интерната и их
родителями, дабы решить, что делать с каждым школьником дальше.
Выпускник Моршанской школы-интерната, а ныне практикующий адвокат
Вячеслав Лапин рассказывает, как к нему за юридической помощью
обратились родители воспитанников.
- Они просто в панике, их собрали и дали уведомление о ликвидации учебного заведения, - говорит адвокат.
Сами же родители вообще не понимают, что происходит.
- Дети сейчас собраны со всех районов Тамбовской области, -
поясняет мама Любовь Конькова, - у них есть возможность общаться на
равных, они заметно развиваются, лучше говорят, мыслят. Что будет, когда
их отправят в обычную общеобразовательную школу! Скорее всего, их не
примет сформировавшийся коллектив, они замкнутся в себе и своих
болезнях. Да и обычные школы не приспособлены технически для наших
детей, нет продленок, воспитателей, таких педагогов, которые знают, как
найти подход к совершенно разным детям.
Улыбайтесь, ребята
Я стояла на пороге Моршанской коррекционной школы-интерната и
смотрела, как за входной дверью группа ребятишек прильнула к стеклу и
наблюдала за мной. Я улыбнулась им и получила такие же искренние улыбки в
ответ. Хорошие входные двери, ровные ступеньки и асфальт, новый забор и
яркая игровая площадка перед зданием - ремонт в школе-интернате
действительно был хорошим.
Я открыла двери в тот момент, когда школьники гурьбой начали выходить на улицу. И тут ученик старших классов прикрикнул:
- А ну расступись, пропустите девушку.
Сзади идущий воспитатель улыбнулась:
- Вот и джентльмена вырастили.
Минут пятнадцать я просто гуляла по коридорам школы. На каждом
подоконнике стоят цветы в горшках. Первое, что удивило, все горшки были
целыми, в отличие от их товарищей в обычных школах. На окнах висят милые
занавески, стены свежевыкрашенные, а линолеум аккуратно постелен. Но
дело не в обстановке, меня поразило другое. Каждый воспитанник школы,
которого я встречала на своем пути, говорил: "Добрый день,
здравствуйте". Не было ни одного школьника, который не поздоровался. Сей
факт говорит лишь об одном - там умеют воспитывать достойных людей.
Новая среда
После того, как в школу приезжала комиссия управления
образования, родители первым делом написали письма губернатору,
Президенту и Патриарху. Директор школы Игорь Леонтьевич уверен, что все
это бесполезно, ведь подобные процессы идут во всех регионах.
- Возможно, ликвидируют не только нас, но и специальные
коррекционные школы в Жердевском, Уваровском и Сосновском районах, -
говорит Урбан. - Многие наши дети будут учиться наравне с обычными
детьми. Но вы понимаете, что это нереально. Ведь нужен специальный
подход педагогов, да и просто представьте, как жестокость
среднестатистического школьника выльется на них. Они станут изгоями.
Известно, что Президент РФ подписал указы, обеспечивающие до 2020
года увеличение до 25% доли образовательных учреждений среднего,
высшего и профессионального образования, приспособленных для обучения
детей-инвалидов. А это значит, что закрываться специальные учебные
заведения будут по всей стране.
Слово управлению
Управление образования и науки Тамбовской области в лице
заместителя начальника Марины Быковой официально поясняет, что никакого
процесса ликвидации не идет, вернее, пока не идет…
- На сегодняшний день в этих четырех специальных учебных
заведениях работает экспертная комиссия, чья задача провести
реорганизацию школ-интернатов, возможно, что где-то пройдет и
ликвидация, - говорит Марина Васильевна, - но это будет только после
того, как закончится текущий учебный год.
Марина Быкова уверена, что сами педагоги повели себя некорректно,
распространив ложную информацию среди родителей и подбив их на какие-то
демонстрации.
- Когда мы первый раз после приказа приехали в Моршанск, возле
школы-интерната родители, в том числе были и мамы, лишенные родительских
прав, устроили непонятный митинг, говорили, что детей как щенков
выкинут на улицу 15 ноября, - рассказывает Быкова.
- Тогда объясните, если все так, то что же будет с детьми и
помещением школы-интерната в Моршанске на самом деле? - спрашиваю я.
- Все решит экспертная комиссия. Школы-интернаты у нас
закрываются каждый год, демографическая ситуация в стране отрицательная.
Что касается Моршанска, то трое слепых школьников в этом году
выпускаются, слабовидящие будут переведены в Красненькое под Тамбов.
Родители уже ездили туда и всем остались довольны. Хотя таких школьников
можно и в обычную общеобразовательную школу, только учиться нужно за
первой партой. Для всех остальных также есть места в других специальных
коррекционных интернатах согласно профилю заболевания, - говорит Марина
Быкова.
- Что же получается, что школу-интернат в Моршанске все-таки ликвидируют, раз так все расписано?
- Это пока планы, но возможно, что да.
- Тогда куда уйдет помещение?
- В Моршанске есть три техникума, которые очень нуждаются в
общежитии, в том числе и для детей-сирот. Это здание с ремонтом и
хорошими условиями идеально для них подходит.
Вместо итога
Известно, что порядка 20 детей вообще будут выведены из системы
специального образования и по заключению врачей отправятся в обычную
школу. Как та девочка с косоглазием. Хочется верить, что попадет она в
адекватный класс, и никто из сверстников не превратит ее жизнь в ад…
Нас заверили, что порядка 60% персонала учреждения останутся
работать и дальше, будут задействованы в работе общежития. Директор и
его заместитель также будут трудоустроены, для большинства педагогов
есть места в общеобразовательных школах Моршанска. Дай Бог, чтобы все
действительно было так.
- Половина учащихся интерната - жители Моршанска и Моршанского
района. Вот чего родители, живущие по соседству, решили их в интернат
отдать на полное гособеспечение? - говорит Марина Быкова. - Часть детей
может жить дома и ходить в обычную школу.
Наблюдая эту историю, понимаешь, что каждый перекладывает
ответственность за детей на чужие плечи. В школе в Жердевке хотят
сменить форму собственности, то есть снять с бюджета области еще одну
головную боль, объясняя, что больше половины воспитанников - местные
жители. Управление образования считает неправыми родителей, родители -
управление образования. И пока мы тыкаем пальцами друг в друга, страдать
от этого будут только дети… Наталья Болдырева
|