Название нашей реки - Цна - переводится с мордовского
как «вкусная вода». Сейчас-то трудно себе
представить, что цнинскую водичку
пили некипяченой, а, выходит, были
времена и жажду ей утоляли, и пищу готовили... Пили да похваливали: «Ай, хороша! Ай, вкусна!». А
еще нашу Цну называли главной, жизненной
артерией Тамбовского края... Давно
это, конечно, было - так давно, что
теперь никто из моршанцев того не помнит.
Изменилась, конечно, с тех
пор река, течет себе
неспешно ............Тайна ее прошлого
надежно спрятана под темными, тяжелыми водами.
Триста-четыреста лет назад не "было на
Тамбовщине ни железных, ни шоссейных, ни даже хороших грунтовых дорог. Поэтому
водный путь оставался тогда единственно
надежным и удобным средством сообщения. А на берегах Цны издавна селились люди, значит, появлялось
множество селений. Особенно быстро
развивалось - село Морша, так как именно здесь начинался сплавной путь вниз по реке. Уже во второй половине XVII века Морша становится
крупным торговым центром и важным
транспортным узлом. Отсюда на судах вывозилось большое количество
хлеба в Москву, Нижний Новгород, донские степи. В 1779 году село Морша было преобразовано
в уездный город Моршанск. К этому времени на Цне уже была
сооружена плотина; которая не только обслуживала мукомолов,
но и значительно облегчила судоходство по реке. А Моршанск к концу XIX века становится одним
из крупнейших торговых центров черноземных областей. Городничий Платцов,
например, сообщал, что «в 1873 году в Моршанске хлебные торги
состоялись столь
велики, что всего 7 марта въехало в оный
град 11560 подвод, 8 марта — 13191 подвода».
Хлеб грузили на суда, частично отправляя
в Москву, а большую часть — вниз по Оке, на Волгу и дальше в Петербург.
К началу же XIX века перевозки хлеба по Цне возросли настолько, что
возникла необходимость искусственным путем увеличить пропускную
способность реки. В 1801 году инженер Боадебар предложил проекты выпрямления
русла реки путем прорытия каналов для продолжения судоходства вверх по
Цне до Тамбова, расширения Моршанской пристани и т.п. Вскоре на Цне стали проводить мелиоративные
работы. В 1834 году берег реки у Моршанска защищается
сплошным бревенчатым покрытием. В следующем году был прорыт Карельский канал длиной в четыре версты, а через пять лет —
Цнинский обводной канал. Сооружаются малые каналы, так называемые «перекаты» — Рыслинский, Носинский,
Шаморгйнский. Из года в год
ведутся работы по выпрямлению и углублению фарватера реки, а в
1856 году было начато строительство Антоновского канала, сократившего путь
почти на 28 верст. Около 230 мельничных запруд в верхней половине реки
заменяли ей искусственные водохранилища. На Цне стояло множество
пристаней: Моршанская, Коршуновская, Прорвинская, Карельская, Новосинская,
Печинская и другие. Наиболее важной, конечно, была Моршанская
пристань. С начала весеннего половодья и до глубокой осени
самые различные суда — барки, гусянки, коломенки, мокшанки и
др. — как говорится, бороздили воды нашей реки. Особенно
оживленно было на Моршанской пристани ранней весной, когда Цна
широко разливалась по окрестным лугам, и к городу проходили самые крупные суда
с глубокой посадкой. Летом движение несколько сокращалось, а осенью можно было видеть такую картину: вверх по реке медленно плывет баржа, ее тянут лошади, тяжело
ступающие по берегу. Долгий путь проделали
они: с Мокши, а то и с самой Оки тянули свой нелегкий груз.
В отдельные годы из Моршанска по Цне шло
до двух тысяч судов, груженных хлебом, спиртом, салом,
купоросом и медом. Около трех миллио-нов
пудов этих продуктов грузилось здесь
ежегодно, а разгружалось до пятисот тысяч пудов железа, соли, рогож и леса.
Торговое значение Моршанской
пристани настолько возросло, что стали публиковаться
официальные отчеты о хлеботорговых операциях в нашем городе и
Одессе. Можно говорить о тесной связи моршанского
хлебного рынка с заграничным экспортом, ведь одного только
хлеба ежегодно скупалось на 5 млн. рублей. Судоходство по Цне в
пятидесятые годы XIX века
было настолько развитым, что возник вопрос о соединении каналом нашей
реки с рекой Воронеж, и, создании единого бассейна Волги и Дона. Но по
неизвестным причинам
этим планам не суждено было претвориться в
жизнь. Капитализм в России быстро завоевывал одну
позицию за другой. Не обошел этот процесс и наш город. В 1867 г. он был соединен железной
дорогой с Ряжском. В начале 70-х «чугунка», как тогда говорили, была протянута к Пензе и дальше. Моршанск оказался довольно крупной станцией на вновь открытой Сызрано-Вяземской железной дороге. Проведение железнодорожной
линии значительно снизило роль судоходства по Цне, подвоз хлеба в Моршанск
быстро сократился. Однако железные дороги еще не могли полностью удовлетворить возросшие потребности в грузовом транспорте. Поэтому судоходство по Цне просуществовало до
начала 20-го века. Сама Цна становилась все
менее пригодной для использования в транспортных целях.
Каналы и перекаты зарастали, так как за ними уже никто не следил,
река мелела, покрывалась песчаными косами и островками.
Большой вред нашей речке причиняли хозяева строящихся на
берегах предприятий — эксплуатацией водных ресурсов без соблюдения
элементарных, как бы сейчас сказали, экологических правил.
В 1864 году фабриканты Асеевы открыли в Моршанске на берегу Цны суконную фабрику.
Расположение и конструкция построенной
тут же плотины, обрекли реку на загрязнение
и обмеление. Вскоре и другие капиталисты
своей необдуманной хозяйственной деятельностью «внесли посильную лепту» в дело загрязнения, когда-то чистой, полноводной реки. Судоходство по Цне
постепенно замирало, а в 1903 году прекратилось и вовсе. К этому времени Моршанск уже потерял свое былое значение как торговый центр
черноземных областей и перевалочный пункт хлебных перевозок. Правда, 50 лет
спустя, в октябре 1953 года, состоялось открытие Моршанского судоходного
шлюза на Цнинской водной системе. С вводом в эксплуатацию Черниговского
шлюза полностью завершилось строительство Цнинской комплексной системы общим
протяжением в 197 км. По Цне снова пошли грузовые суда. Но река не стала судоходной
в прежнем объеме, более того, несколько лет спустя грузовое движение
по ней прекратилось. Нынче, разве что летом моторки
нарушают сонную ее тишь. ....................
|