Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 02.12.2024, 11:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Стихи поэтов города Моршанска
Стихи моршанскийх поэтов, да и не моршанских, писавших о Моршанске, о его природе, людях.
Новости Моршанска
Всё что касается политики, общества, финансов в Моршанске
Очерки о земле Моршанской
Исторические прошлое и современный Моршанск. дела и люди.
Садовое цветоводство
Всё о цветах в саду и на даче
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2008 » Февраль » 20 » Вкусная вода
Вкусная вода
21:35

Название нашей реки - Цна - переводится с мордовского как «вкусная вода». Сейчас-то трудно себе представить, что цнинскую водичку пили некипяченой, а, выходит, были времена и жажду ей утоляли, и пищу готовили... Пили да похваливали: «Ай, хороша! Ай, вкусна!». А еще нашу Цну называли главной, жизненной артерией Тамбовского края... Давно это, конечно, было - так давно, что теперь никто из моршанцев того не помнит. Изменилась, конечно, с тех пор река, течет себе неспешно ............Тайна ее прошлого надежно спрятана под темными, тяжелыми водами.

Триста-четыреста лет назад не "было на Тамбовщине ни железных, ни шоссейных, ни даже хороших грун­товых дорог. Поэтому водный путь оставался тогда единственно надежным и удобным средством сообщения. А на бере­гах Цны издавна селились люди, значит, по­являлось множество селений. Особенно быстро развивалось - село Морша, так как именно здесь начинался сплавной путь вниз по реке. Уже во второй половине XVII века Морша становится крупным торговым цен­тром и важным транспортным узлом. От­сюда на судах вывозилось большое количе­ство хлеба в Москву, Нижний Новгород, донские степи.
В 1779 году село Морша было преобразо­
вано в уездный город Моршанск. К этому времени на Цне уже была сооружена плоти­на; которая не только обслуживала мукомо­лов, но и значительно облегчила судоходст­во по реке.
А Моршанск к концу
XIX века становится одним из крупнейших торговых центров черноземных областей. Городничий Платцов, например, сообщал, что «в 1873 году в Моршанске хлебные торги состоялись столь велики, что всего 7 марта въехало в оный град 11560 подвод, 8 марта — 13191 подвода». Хлеб грузили на суда, частично отправляя в Москву, а большую часть — вниз по Оке, на Волгу и дальше в Петер­бург.

   К началу же XIX века перевозки хлеба по Цне возросли настолько, что возникла необ­ходимость искусственным путем увеличить пропускную способность реки. В 1801 году инженер Боадебар предложил проекты вы­прямления русла реки путем прорытия кана­лов для продолжения судоходства вверх по Цне до Тамбова, расширения Моршанской пристани и т.п.
Вскоре на Цне стали проводить мелиора­
тивные работы. В 1834 году берег реки у Моршанска защищается сплошным бревенчатым покрытием. В следующем году был прорыт Карельский канал длиной в четыре версты, а через пять лет — Цнинский обводной канал. Сооружа­ются малые каналы, так называемые «пере­каты» — Рыслинский, Носинский, Шаморгйнский.
   Из года в год ведутся работы по выпрямле­
нию и углублению фарватера реки, а в 1856 году было начато строительство Антонов­ского канала, сократившего путь почти на 28 верст. Около 230 мельничных запруд в верхней половине реки заменяли ей искусст­венные водохранилища. На Цне стояло мно­жество пристаней: Моршанская, Коршуновская, Прорвинская, Карельская, Новосинская, Печинская и другие. Наиболее важной, конечно, была Моршан­ская пристань. С начала весеннего полово­дья и до глубокой осени самые различные суда — барки, гусянки, коломенки, мокшан­ки и др. — как говорится, бороздили воды нашей реки. Особенно оживленно было на Моршанской пристани ранней весной, когда Цна широко разливалась по окрестным лу­гам, и к городу проходили самые крупные суда с глубокой посадкой. Летом движение несколько сокращалось, а осенью можно было видеть такую картину: вверх по реке медленно плывет баржа, ее тянут лошади, тяжело ступающие по берегу. Долгий путь проделали они: с Мокши, а то и с самой Оки тянули свой нелегкий груз.

В отдельные годы из Моршанска по Цне шло до двух тысяч судов, груженных хле­бом, спиртом, салом, купоросом и медом. Около трех миллио-нов пудов этих про­дуктов грузилось здесь ежегодно, а разгружалось до пя­тисот тысяч пудов железа, соли, рогож и леса.

Торговое значение Моршанской приста­ни настолько возрос­ло, что стали публиковаться официальные отчеты о хлеботор­говых операциях в нашем городе и Одессе. Можно говорить о тесной связи моршанского хлебного рынка с заграничным экс­портом, ведь одного только хлеба ежегодно скупалось на 5 млн. рублей.
Судоходство по Цне в пятидесятые годы
XIX века было настолько развитым, что возник вопрос о соединении каналом нашей реки с рекой Воронеж, и, создании единого бассейна Волги и Дона. Но по неизвестным причинам этим планам не суждено было претвориться в жизнь.
   Капитализм в России быстро завоевывал
одну позицию за другой. Не обошел этот процесс и наш город. В 1867 г. он был со­единен железной дорогой с Ряжском. В начале 70-х «чугунка», как тогда говорили, была протянута к Пензе и дальше. Мор­шанск оказался довольно крупной станцией на вновь открытой Сызрано-Вяземской же­лезной дороге.
Проведение железнодорожной линии зна­чительно снизило роль судоходства по Цне, подвоз хлеба в Моршанск быстро сократил­
ся. Однако железные дороги еще не могли полностью удовлетворить возросшие по­требности в грузовом транспорте. Поэтому судоходство по Цне просуществовало до на­чала 20-го века.
   Сама Цна становилась все менее пригод­
ной для использования в транспортных це­лях. Каналы и перекаты зарастали, так как за ними уже никто не следил, река мелела, покрывалась песчаными косами и островка­ми. Большой вред нашей речке причиняли хозяева строящихся на берегах предприятий — эксплуатацией водных ресурсов без со­блюдения элементарных, как бы сейчас ска­зали, экологических правил. В 1864 году фабриканты Асеевы открыли в Моршанске на берегу Цны суконную фаб­рику. Расположение и конструкция постро­енной тут же плотины, обрекли реку на за­грязнение и обмеление. Вскоре и другие ка­питалисты своей необдуманной хозяйствен­ной деятельностью «внесли посильную леп­ту» в дело загрязнения, когда-то чистой, полноводной реки.
    Судоходство по Цне постепенно замирало, а в 1903 году прекратилось и вовсе. К этому времени Моршанск уже потерял свое былое
значение как торговый центр черноземных областей и перевалочный пункт хлебных пе­ревозок.
   Правда, 50 лет спустя, в октябре 1953 го­да, состоялось открытие Моршанского су
доходного шлюза на Цнинской водной сис­теме. С вводом в эксплуатацию Чернигов­ского шлюза полностью завершилось стро­ительство Цнинской комплексной системы общим протяжением в 197 км. По Цне сно­ва пошли грузовые суда. Но река не стала судоходной в прежнем объеме, более того, несколько лет спустя грузовое движение по ней прекратилось.
Нынче,
разве что летом
моторки нарушают сонную ее тишь. ....................




Категория: Очерки о земле Моршанской | Просмотров: 2053 | Добавил: Маска
Форма входа

Поиск



Календарь
«  Февраль 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829
Архив записей


Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz