В продолжении рассказа об историческим прошлом Моршанских улиц, я опубликую уникальный материал о улице Тамбовской, которая сейчас носит название Интернациональная.
В 1779 году село Морша по указуЕкатерины Великой было преобразовано в уездный городМоршанск. В 1781 году учреждён его герб, в 1785 – составлен первый план, состоявший из 13 прямых улиц и двух площадей (в центре города и у собора). Центральную улицу, имевшую 2,5 километра в длину, назвали Тамбовской – проходившая здесь дорога связала Моршанск с центром губернии. Это главная и самая красивая улица города хранит немало историй и тайн, связанных с ей зданиями, с теми, кто когда-то жил здесь, воспитывал детей, спешил, идя по тротуарам на службу. Её вид сегодня мало разница с тем, который она имела 100-120 лет назад, хотя конечно с горечью приходится констатировать, что многое утеряно безвозвратно. Прежде всего, это коснулось фасадов зданий. Если судить по старым фотографиям, благодаря разнообразным архитектурным решениям они были куда наряднее и элегантнее и естественно смотрелись бы даже на улицах столичного города.
Дом Грачёвых например, имел шикарный купол из лёгкой разноцветной металлической «черепицы» с двумя гордыми шпилями и семью балконами. У его чердачных окон ансамблем располагались невысокие колонны с трапециевидным верхом. До известных событий 1917 года он был доходным, с магазином на первом этаже и принадлежал госпоже Грачёвой, которая проживала в Москве. Магазин этот в обиходе называли «Маленький Васильев», в отличие от «большого» который располагался в торговых рядах, и в котором наряду с кондитерскими товарами были ещё и бакалейные . Тротуар около дома Грачёвой был заасфальтирован. Возможно, в то время это был единственный участок в городе, залитый асфальтом. В советское время дом давал кров десяткам моршанцев и в начале 60-х годов прошлого столетия едва не стал им братской могилой. Однажды летним днём в течение 48 часов люди были эвакуированы и размещены по городу в свободных помещениях. Случилось же с домом вот что: подрядчик госпожи Грачёвой оказался на редкость «экономным». Кладка оконных простенков второго, видимо, третьего и особенно первого этажей была сделана, в так называемую, «корзинку». Образованную таким образом полую «трубу» строители чем попало щебёнкой, например; заливали же эту весьма непрочную конструкцию известковым (не цементным) раствором. До поры, до времени не было никаких проблем. Но моршанский купец, взявший в аренду помещение на первом этаже, стал расширять окна- витрины. С каждым днём они оседали и оседали, до тех пор, когда несколько десятилетий спустя дом едва-едва не обрушился. В аварийном состоянии был и подвал, служивший когда-то складом дорогих мерочных вин. Спас положение ныне покойный Лев Николаевич Фролов - в то время молодой главный ремонтно-строительного управления, запомнившийся многим моршанцам как неординарный и талантливый человек, много сил отдавший восстановлению Троицкого собора, старообрядческой Успенской церкви и т.д. Лев Николаевич вспомнил о простом старинном методе. Чтобы временно приостановить разрушение дома, на подоконники первого этажа строители поставили подпорки. Против них снаружи и внутри здания рыли ямы до основания фундамента. В ямы укладывали шпалы, на них устанавливали настил и водружали стойки. Самый сложный рабочий цикл был завершён успешно, строители уже начали возводить фундамент, собрались только-только перевести дух, как из ямы хлынула вода. Её было так много, что она доходила прохожим до колен. Дождевые потоки устремились в подвал и начали вымывать грунт из-под только что возведенных стоек. Конечно, они вновь начали садиться. Из чего только было возможно, вокруг грачёвского дома соорудили плотину, и беды не случилось. Вся работа по капитальному ремонту здания заняла - 3-4 месяца. Дом стоял - красивый и добротный.
Двух этажное здание напротив «грачёвского» дома принадлежало купцу Исидору Петровичу Попову, он был городской глава и директор банка. Дом Поповых стоял на углу улиц Тамбовской(Интернациональной) и Вознесенской (Октябрьская площадь). Дом этот в прошлом был длиннее, а на втором этаже располагался зимний сад. До 1917 года на первом этаже размещались магазин Прокофьева и аптека. Вскоре после революции в этом здании находился бойскаутский клуб. Перед началом ВОВ был штаб пионерской организации, а немного позже общежития, на втором этаже – студентов учительского института, внизу – учащихся школы механизации. С 1960 года в здании находился «Дом пионеров и школьников», возглавляемый В.В. Стрельцовым. Сегодня в доме Поповых – «Дом детского творчества». Любопытный факт; к 1840 году на улице вокруг Вознесенской (Октябрьской) площади размещалось 80 кирпичных магазинов и лавок, 62 деревянные. Жили здесь в основном состоятельные люди, обеспеченные горожане. А в самом начале улицы у столбов Тамбовской заставы, была кузнеца Олькова.
Второй этаж дома на углу Интернациональной и К-Маркса (ныне коррекционная школа, ранее СШ №2), располагался Александровский приют для девочек, на первом этаже была аптека.
В здании современного отдела образования был до революции был Гранд-отель, позволить себе проживание в котором могли только очень богатые гости нашего города.
А в доме по соседству (ныне магазин Глория), до революции жил смо своими многочисленными домочадцами будущий секретарь уездного комитета партии В.П. Лотиков. Здание редакции газеты «Согласие», так же имело более торжественный вид за счёт выложенных на крыше кирпичных «экранов» с замысловаты орнаментом. Это здание принадлежало М.Я. Прокофьеву, который приобрел его у некого Геллера. Именно у него Михаил Яковлевич и обучался издательскому делу, впоследствии выкупив производство. На втором этаже дома, в нынешних кабинетах редакции, находились жилые комнаты Прокофьевых, на первом магазин канцелярских товаров, в том числе производимых в собственной типографии. Цеха предприятия, как и сегодня располагались во дворе. Кстати в цехах и сегодня можно увидеть оборудование, приобретённое Прокофьевым и даже Геллером, ещё до революции. Оно и сегодня находится в рабочем состоянии.
В помещении современного профессионального лицея № 11 и музыкальной школы, зданием которой до 1917 года владел купец Ковригин, с 1932 г. по 1958 г. размещалась фельдшерско - акушерская школа. решение об открытии этого учебного заведения было вызвано острой нехваткой в городе и районе квалифицированных медицинских кадров. Именно поэтому в 1932 году и был открвт в городе медицинский техникум позже преобразованный в фельдшерско – акушерскую школу. Опытные преподаватели готовили будущих специалистов. Отлично подготовленные кадры среднего звена в 30-е годы спасали население от тифа. Среди выпускников моршанской ФАШ, много хорошо известных горожанам фамилий: А.И. Шарапова, А. А Прошлецова, В.И. Степанов, А.А. Тарасова С.И. Милованов и многие другие.
В доме по соседству с лицеем (второе здание от угла Интернациональной и Красной) до событий 1917 года и в первое время Советской власти располагалась любимая многими моршанцами булочная Маслова. За прилавком стоял в белом фартуке сам хозяин. Особенно во времена НЭПа многие горожане любили бывать в этой маленькой булочной. Чёрный, с поджаристой корочкой, чисто ржаной хлеб продавали очень большими караваями. Хозяин резал его не на столе, а прижав к груди. Продавался здесь и ситный хлеб с глянцевым верхом, пышный, высокий, что если нажать на него большим пальцем – через секунду хлеб принимал прежнюю форму. Угловой 2-х этажный дом рядом с редакцией, принадлежал когда-то некому Иванову. В 1933 году, в бывших солдатских казармах открылся хлебокомбинат. На углу улицы красной располагался Моршанский леспромхоз, заготавливающий и сплавлявший древесину по Цне, производивший пиломатериалы и столярные изделия. Стадион «Локомотив», открылся в 1925 году. Вернее тогда была построена комплексная летняя спортивная площадка на принадлежащих военным казармам земельном участке. Первым заведующим стадиона был назначен Фёдор Дмитриевич Матвеев. Первый квартал Тамбовской улицы изменился более других её участников. По одной стороне снесены одноэтажные частные дома, мотороремонтный завод. на этом месте сегодня раскинулся вещевой рынок, открытый в 1998 году, построен крытый рынок в 2004 году. Здания завода принадлежало купцу Сафонову, в первые годы советской власти здесь размещались ремонтные мастерские. Домом напротив, известный моршанцам по магазину «Перекрёсток» до событий 1917 года владела купчиха Столыпина.
На Интернациональной улице, с 1957 года действует ФГП «Моршанская швейная фабрика». До того времени она имела статус мастерской городского промышленного комбината.
До 1973 года фабрика специализировалась в основном на мужском ассортименте одежды. Ныне здесь выпускают женские халаты, постельные принадлежности. Ассортимент продукции в последнее время значительно расширился но, тем не менее, предприятие переживает далеко не лучшие времена, испытывая экономические трудности. Напротив швейной фабрики - мебельный магазин. Здесь в 30-е годы XIX века жил небогатый купец-суконщик Яков Герасимович Морозов. По происхождению он был из крепостных крестьян, но в 1817 году его отцу удалось выкупить себя и свою семью на волю и организовать небольшое торговое дело. В Моршанске в 1835 году у Якова Морозова родилась дочь Евгения - в будущем она стала матерью знаменитого писателя Антона Павловича Чехова. В нашем городе прошли её детские и юношеские годы.
На этой улице располагается и центральный Сберегательный банк услугами которого пользуются многие моршанцы. Первое его отделение было открыто в 1923 году.
|