Значение воды в природе велико и разносторонне. Наша страна, как никакая другая, богата водными ресурсами, но многие озера заболачиваются, водоемы мелеют, загрязняются. Наша задача - сохранить чистоту рек и озёр, сохранить гармонию человека и природы. Следующие поколения не простят нам, если мы лишим их возможности наслаждаться её первозданной красотой.
Тамбовской области большую озабоченность вызывает ситуация с ресурсами пресной воды. Говорю о пресных подземных водах, родниках. Это бесценный дар, который нам, людям, был дан самой природой. Родники пополняют реки, являясь самой устойчивой частью стока; благодаря им происходит перенос растворенных веществ - водная миграция элементов, растения получают влагу и питательные соли. Воды родников принимают участие в формировании рельефа. Кроме того, родники - неоценимый по своей важности природный ресурс, самая ценная часть всего мирового запаса пресных вод. Их выявление, изучение, учет и сбережение - важная задача природоохранной работы. В решении этой задачи большую роль играют школьники.
Село Алгасово расположено на севере Тамбовской области в бассейне реки Цны: в Поценье. Через наше село протекает река Вопша. После изучения специальной литературы удалось выяснить, что воды Цны, подпруженные московским ледником, образовали широкий приледниковый водоем, заполнивший не только долину Цны, но и прилегающие к ней низменные водоразделы. Следами водоема являются пески и супеси, широко распространенные на правобережье, а местами и левобережье Цны. Начало реке дают обильные родники. В ее бассейне насчитывается большое количество малых рек и ручьев, которые нуждаются в нашей охране. Важнейшее полезное ископаемое Поценья - подземные воды (палеозойский водоносный комплекс). Они приравниваются к минеральным и могут использоваться для лечения нервных заболеваний (минерализация Моршанского района в некоторых местах составляет 60 г/л) .
Второй год исследовательский отряд "Искатель" Алгасовской средней общеобразовательной школы совместно с родителями проводит исследовательские работы, направленные на инвентаризацию родников на территории Алгасовского школьного округа, и практические работы по изучению и рациональному использованию водных ресурсов, природоохранные мероприятия, направленные на обустройство и очистку водоемов. Работа ведется под руководством учителя географии М.А.Зотовой и заместителя директора по воспитательной работе И.И.Щипцовой. Основная форма работы - весенне-осенние экспедиции. Во время подготовительного периода (январь-март) школьники знакомятся с объектом исследования, методикой, работают с научной литературой. В апреле – августе ребята находятся в экспедициях. В сентябре-октябре проводится обработка результатов исследований, составляются отчеты. Учащиеся выступают перед сверстниками с презентациями, показывают фото- и видеорепортажи. Такая форма работы не только у детей, но и у взрослых формирует устойчивый интерес к изучению природы родного края, позволяет заниматься исследованиями в течение всего года.
В 2007 году на территории Алгасовского школьного округа обнаружено 4 родника, под руководством В.И.Новикова обустроен родник "Старец". Расположен он по ул. Подгорная. Составлены паспорта родников "Старец" и "Братья-близняшки". Ведется работа по составлению карты родников бассейна реки Вопша. В 2008 году наш отряд продолжил работу по очистке и благоустройству родников. Исследуется и обустраивается родник "Братья-близняшки". Он расположен на берегу реки Вопши, по ул. Песчаная. Весной 2008 года в результате проседания (выноса подземными водами мелкоземов: глинистых и илистых частиц) этот родник засыпало, перед нами встал вопрос: "Как защитить его от дальнейшего разрушения?". Мы решили его раскопать и благоустроить: провести берегоукрепительные и дренажные работы, закрепить склон глиной и сваями, поставить указатель на дороге и спросить на это благословение у церкви. Для этого потребовалась помощь родителей.
Большое спасибо хочется сказать Алексею Васильевичу Андрейчикову, который срубил сруб и помог его установить. Олег Авгусяк сделал крышу над срубом, деревянный настил и крышку, которая защищает родник от загрязнения и дает возможность очищать его во время паводковых вод (хотя в последние годы река в этих местах разливается не так широко, как раньше).
В благоустройстве родника принимали участие родители: И.Е.Глагазина, В.А.Хлюстов, Н.Н.Горчилин, Л.А.Ермакова. Наши шефы, Моршанское УМГ, подвезли глину. Особую благодарность хочется выразить учащимся нашей школы: Максиму Кулешову, Александру Непряхину, Александру Киселеву, Сергею Телегину, Кире Шебалкиной, Анне Орловой (11 кл.), Алексею Горчилину (9 кл.), Вячеславу Андрейчикову, Александру Кокунову, Николаю Глагазину, Павлу Чулкову, Роману Хлюстову, Алексею Пешехонову, Юрию Пышкину, Станиславу Шебалкину (8 кл.), Марии Зотовой, Алине Королевой, Алексею Чернухину (7 кл.), Максиму Хлюстову (6 кл.).
Согласно Водному кодексу РФ, использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является приоритетным. Наш родник "Братья-близняшки" (после освящения его отцом Феодосием 19 октября он назван родником Рождества Божьей Матери) соответствует требованиям Водного кодекса РФ, вода в нем защищена от загрязнения и засорения. Для населения правого и левого берегов реки по улицам Песчаная, Голландия, Коммунальная, где нет централизованного водоснабжения, а в большинстве случаев и колодцев, вода из родника является основным источником питьевой воды.
Работу по очистке и благоустройству, охране родников наши ученики будут вести и дальше. Проводится также мониторинг родников бассейна реки Вопша. Он включает: регулярное наблюдение за состоянием родников (количеством и качеством питьевой воды); сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений; создание и ведение банка данных; оценку и прогнозирование изменений состояния родников, их количественных показателей.
В районе реки Вопша нами были обнаружены и другие родники. Поэтому в дальнейшем мы планируем продолжать исследования в данном направлении. И. ЩИПЦОВА,
заместитель директора по воспитательной работе МОУ "Алгасовская СОШ". |