Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
| | |
| Главная » 2011 » Январь » 20 » К высшей мере НАКАЗАНИЯ...
К высшей мере НАКАЗАНИЯ... | 18:44 |
"Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества". Д.С. Лихачев.
История со сбором материала о братьях Комаровских началась в 2004 году. Статья о поэте Василии Комаровском напечатана в газете "Согласие" в 2009 году. Ее автор - ученица 11 -го класса нашей школы Наталья Просвирина. А теперь и я хочу представить работу, посвященную жизни и творчеству Владимира Комаровского. Не утверждаю, что полностью изучил их, но постарался систематизировать тот материал, который удалось разыскать...
Прежде всего, меня заинтересовал вопрос, в каком родстве находятся братья Комаровские с Василием Григорьевичем Безобразовым. После изучения ряда источников стало ясно, что В.Г.Безобразов является дедом Комаровских по материнской линии. Имение Ракша Моршанского уезда в 1796 году получил от императора Павла I генерал - майор Петр Осипович Глазов. Выдав замуж одну дочь за В.Г.Безобразова, он оставляет ей в качестве приданого имение Ракша.
В.Г.Безобразов в браке имел 8 дочерей. Одна из них выходит замуж за Алексея Егоровича Комаровского. У них было три сына - Василий, Юрий, Владимир. Мне удалось установить, что Комаровские были внучатыми племянниками известного поэта Д. Веневитинова. Владимир Алексеевич Комаровский родился 8-9 октября 1883 года в Санкт -Петербурге. Ему было три года, когда он и два его маленьких брата остались без материнского попечения. Отец мальчиков, Алексей Егорович Комаровский, поселился с сыновьями в Москве, где он служил хранителем Московской Оружейной палаты. Художник-любитель, Алексеи Егорович Комаровский передал свой дар сыновьям.
После смерти отца, в 1899 году, дети переехали в Ялту к своему опекуну - деду по материнской линии В.Г Безобразову, которому принадлежала усадьба Ракша Моршанского уезда Тамбовской губернии. После окончания ялтинской гимназии Владимир поступил в Петербургский университет на юридический факультет. После третьего курса перевелся в Академию художеств, но посещал ее как вольнослушатель и проучился недолго.
В юности Комаровский путешествовал по Италии и Франции вместе с Юрием Александровичем Олсуфьевым, своим двоюродным братом, графом. Там он изучал творения средневековых мастеров и современные тенденции изобразительного искусства. В 1905 году Владимир участвовал с орнаментальными работами на выставке "Нового общества художников" Санкт-Петербурга. Весь 1909 год и начало 1910-го художник провел во Франции, занимаясь в парижских мастерских, а также под руководством жившего гам В.Л.Серова. Вернувшись в Петербург, художник выставил свои работы на 7-й выставке НОХ. Они были отмечены известными критиками того времени.
Комаровский в 1910 г. принял участие в главном открытии русской культуры начала XX века -древнерусской иконы. У истоков нового способа реставрации древнерусской иконописи стоял директор Русского музея Петр Нерадовский - друг Владимира Комаровского. Комаровский делал копии и зарисовки, общался с художниками, реставраторами.
В 1911 году ему и Дмитрию Стеллецкому предложили написать иконостас для церкви в имении графа Медем на Волге близ города Хвалынска. Работа над иконостасом проходила в усадьбе Ракша. Его дед Безобразов в ту пору жил в Ялте, поэтому старинный помещичий дом был заброшен. Перед домом росли высокие ели. Его владельцы возвели в селе Вознесенскую церковь, часовню Казанской Богоматери, школу и больницу для крестьян.
Работу над иконостасом иконописцы завершили в 1913 году. К сожалению, церковь была разрушена, иконостас пропал, а заказчик граф Александр Оттович Медем скончался в тюремной больнице в 1931 году после девяти арестов.
В 1913 году у графа Олсуфьева родилась идея построить мемориальный храм на Куликовом поле. Для его создания он пригласил известных людей: проект церкви был заказан архитектору Алексею Щусеву, иконы для иконостаса - художникам Дмитрию Стеллецкому и Владимиру Комаровскому. Ле¬том 1914 года работа над иконостасом завершилась. Иконы были отправлены в Сергиевскую церковь на Куликово поле. Комаровские с нетерпением ждали отзыва Олсуфьева, которого считали строгим, но справедливым критиком. Он был восторженным.
После этого Комаровский стал не только художником-иконописцем, но и выдающимся теоретиком иконописи. Он был одним из основателей общества "Русская икона", членом редакционного совета сборника того же названия.
Летом 1914 года Комаровские (художник был к тому времени женат) уехали в Москву. В сентябре у них родился первенец - Алексей. Той же осенью Владимир Алексеевич похоронил своих братьев, поэта Василия и офицера Юрия.
Первая мировая война разрушила все планы художника. В 1915 году он с семьей выехал в Тифлис, где включился в работу Всероссийского земского союза по организации лазаретов для раненых. Кавказское отделение союза возглавлял Олсуфьев. Летом 1915 года Олсуфьевы восстановили в Мцхете церковь. Две большие иконы (Спасителя и Божьей Матери) для нее написал Комаровский.
В 1918-1919 годах В.А.Комаровский написал большую икону Донской Божьей Матери. В 20-х годах ее потеряли, затем нашли, но она вновь оказалась утеряна. Только в 1970 году дочь Комаровского Антонина Владимировна нашла этот образ. Теперь он находится в Покровском храме Свято-Данилова монастыря. По чистоте форм эту икону относят к лучшим образам русской иконописи.
С 1917 года проживая в подмосковном Измалкове, Комаровский работал учителем рисования в начальной школе, расписывал деревянные изделия для Кустарного музея в Москве, занимался хозяйством. Находил время и для собственной творческой работы. На оборотах старых открыток он сделал акварелью чудесную серию интерьеров усадьбы Ракша - таких, какими они остались в его памяти. В 1921 году Комаровского арестовывают. Это произошло в доме С.Л.Мичурина. Вместе с поэтом задержали многих его друзей: В.А.Михалкова (отца Сергея Михалкова), Г.М.Осоргина, Б.П.Мансурова, Л.А.Бобринского. Более трех месяцев Комаровского держали сначала на Лубянке, затем - в Бутырской тюрьме. Его обвиняли в"укрывательстве антисоветских элементов и контрреволюционной работе". Но за недостаточностью улик он был освобожден и вернулся в Измалково. В 1923 году имение отдали под детскую колонию. Комаровских приютил граф Олсуфьев. Сначала он бежал в Оптину пустынь, а затем, по благословлению старца Анатолия (Потапова), переехал в Сергиев Посад, купив там дом на Валовой улице.
В 1925 году В.А.Комаровского вновь арестовывают. В его защиту выступили многие известные художники и архитекторы: Щусев, Фаворский, Нерадовский, Андреев, руководство музейного отдела Главнауки. Но сам обвиняемый отрезал себе все пути к отступлению, заявив на следствии, что, по его мнению, "монархия есть та форма государственного устройства, которая может соответствовать нравственному идеалу". По обвинению в "принадлежности к монархической группировке бывшей аристократии" В.А.Комаровский особым совещанием при ОПТУ был осужден на три года ссылки и отправлен этапом на Урал. Он отбывал срок в городе Ищим (Тюменская область). По распоряжению ОГПУ на работу его не брали Владимир Алексеевич зарабатывал деньги тем, что писал портреты обывателей, делал вывески, красил крыши.
Срок ссылки В.А.Комаровского окончился в 1928 году. Однако возвращаться в Сергиев Посад было опасно, так как там шли повальные аресты (как раз в том году было арестовано около 80 "церковников" и "бывших" ). Семья Комаровских поселилась вблизи бывшего своего имения у крестьян, которые знали и любили их, - сначала в селе Федосьино, потом в деревне Рассказовке. Вскоре у Комаровских родился четвертый ребенок. Чтобы содержать семью, Владимир Алексеевич вынужден был браться за любую чертежную или оформительскую работу.
И вот в самый разгар гонений на Русскую Православную Церковь в конце 1928 года В.А.Комаровский неожиданно получил заказ на роспись московского храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной. Настоятелем этой церкви был совсем молодой еще 23-летний священник Александр Андреев. Им было учреждено при храме сестричество, здесь бесплатно кормили бедных, в основном, людей "из бывших", лишенных теперь всяких средств к существованию. В надвратном храме во имя иконы Божией Матери "Взыскание погибших", расположенном в помещении колокольни, по примеру древних христиан проводились "агапы" - вечерние богословские "беседы любви". В.А.Комаровский работал над росписями целыми днями, а иногда и ночами. В конце 1929 года отец Александр был арестован и сослан. Вскоре оба храма закрыли. В Софийской церкви расположились различные учреждения, в храме во имя иконы Божией Матери "Взыскание погибших" кощунственно водворился клуб "Безбожник".
В домашнем архиве Комаровских сохранилось несколько акварельных эскизов и фотографий росписей. Живопись храма, покрытая слоями побелки, считалась утраченной. Но уже в 2000 году реставраторам удалось расчистить росписи свода и ряд фрагментов на стенах. И открылась поистине прекрасная картина - духовный сад в красках и линиях.
Но мученический путь Владимира Алексеевича продолжался. Весной 1930 года он едва избежал ареста. Когда за ним пришли, ему удалось незаметно выбраться из дома. Он провел ночь в лесу, в результате чего получил воспаление легких. Испугавшись слежки, больной Комаровский уехал в Верею, к сестре жены - Марии Федоровне и ее мужу отцу Сергию Мансуровым.
Как только В.А.Комаровский вернулся в Москву, его снова арестовали. Владимира Алексеевича более месяца продержали на Лубянке, потом - в Бутырской тюрьме и отпустили. В начале 1931 года Комаровские переехали в дачный поселок при станции Жаворонки Белорусско-Брестской железной дороги, где они поселились в одном доме с семьей Оболенских. Здесь Владимир Алексеевич жил до 1937 года. В это время он работал в издательствах, по эскизам Лансере расписал плафон ресторана на Казанском вокзале, сделал панораму Москвы для геологического музея, серию декоративных панно для детского санатория "Ярополец", картины "Сказки Пушкина" для павильона в Измайловском парке. В домашнем архиве Комаровских сохранились очаровательные эскизы декоративного плафона для аптеки на Пушкинской площади (этот дом снесен), эскизы росписи для актового зала Московского университета на Моховой. В 1920-1930-х годах Владимир Алексеевич передал множество документов и портретов, принадлежавших семье, в Пушкинский дом, Исторический и Литературный музей, в Государственную Третьяковскую галерею.
16 января 1934 года Владимир Алексеевич был арестован в четвертый раз. Тогда же арестовали и восемнадцатилетнего сына Комаровских Алексея. Юношу осудили "за антисоветскую агитацию" на три года, он отбывал срок в сибирских лагерях, отца же после двухмесячного пребывания во внутренней тюрьме отпустили.
Еще в самом начале 30-х годов тяжело заболела жена Владимира Алексеевича Варвара Федоровна. Болезнь привела к полной неподвижности. Тяжело переживавший эту беду Владимир Алексеевич в 1936 году был обрадован неожиданным предложением. Вернув- отец Александр Андреев, служивший теперь в Рязани в кладбищенской церкви, пригласил В. А. Комаровского расписать алтарную часть храма. Закончив работу, художник вернулся домой, полный надежд на будущее. (К сожалению, и эта работа Комаровского не сохранилась). Прошел год, и Владимир Алексеевич был арестован в пятый раз. Это произошло 27 августа 1937 года на даче в Жаворонках. Он находился под следствием в Таганской тюрьме, проходил по одному из многочисленных дел Истинно Православной Церкови. В-А.Комаровский отрицал возводимую на него клевету. Тем не менее, по обвинению в причастности к контрреволюционной нелегаль¬ной монархической организации "церковников" он и еще два человека, проходившие с ним по делу, -священник В.А.Амбарцумов (ныне священномученик Владимир) и С.М.Ияьин - были приговорены к высшей мере наказания. Владимира Алексеевича Комаровского расстреляли на Бутовском полигоне 5 ноября 1937 года. Его супруга умерла от болезни в 1943 году...
"Мир духовный, истинный -прост, бесконечность его реальна", - писал В.А.Комаровский, устремляясь духом в бесплотные высшие сферы. А в это самое время в "одебелевшем греховном мире" "одебелевшие человеческие существа" (выражения В.А.Комаровского) истребляли себе подобных, отнимая вместе с жизнью (в нашем случае - вместе с жизнью художников) и произведения искусства, уничтоженные при аресте, пропавшие или еще не созданные авторами. Эти потери неисчислимы, невосполнимы, ни теперь, ни в будущем - никогда...
Я. КРУТИШИН,
учащийся 10-го класса
МОУ "Ракшинская СОШ",
(Руководитель
Л.Скопинцева, учитель
истории).
|
Категория: Новости Моршанска |
Просмотров: 1783 |
Добавил: Маска
|
| |
| | |
|
Календарь | « Январь 2011 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|