Последний генеральный план города Моршанск был создан в уже далеком 1985 году. И на сегодняшний день назрела необходимость его корректировки. Глава города Г.В.Калинин так определяет задачи, стоящие перед новым генеральным планом:
- разработка стратегии развития нашего города на несколько десятилетий (долгосрочное планирование);
-планирование социально-экономических перспектив города с учетом межбюджетных отношений, бюджетного кодекса и стратегии развития государства (среднесрочное планирование).
Губернатором Тамбовской области разработана перспективная программа развития области до 2020 года. В ее основе лежат два основных принципа: кластеровая система ведения хозяйства и зонирование территорий. Кластеровая система - это один из научно обоснованных методов хозяйствования, считающийся в настоящее время наиболее перспективным. Зонирование территорий - разделение региона на несколько зон с центрами в наиболее крупных городах, вокруг которых будет сосредотачиваться основное население.
На сегодняшний день в связи с этим назревает вопрос расширения границ нашего муниципального образования. Преимущественно - в его северной части, а также за счет районных земель, входящих в черту города, на которых со следующего года будет осуществляться малоэтажное строительство, и высвободившихся земель Министерства обороны РФ. Необходимо, по словам Г.В.Калинина, определять и другие участки, относящиеся к территории города и граничащие с городом, которые могут быть перспективными для освоения. В частности, это необходимо для расширения промышленной зоны и подготовки ее к привлечению возможных инвесторов.
Такие задачи были поставлены перед обществом с ограниченной ответственностью "Сезон" (г. Москва), с которым было заключено соглашение о создании нового генплана города Моршанск. 4 августа в кабинете главы города представителями этой проектной организации был предложен на обсуждение проект генерального плана, включающий в себя пояснительную записку по инженерно-транспортной инфраструктуре и целую серию чертежей: Схему современного состояния транспортной инфраструктуры; Схемы инженерной инфраструктуры (Водопровод и канализация - современное состояние и Энергетика и связь - современное состояние), Функциональное зонирование территории и Схему комплексной оценки территории.
Проектировщики приехали в Моршанск для того, чтобы сверить с представителями городских служб свою оценку современного состояния местной инфраструктуры, уточнить некоторые позиции и лично задать вопросы, над решением которых необходима совместная работа.
Так, главный инженер, энергетик ООО "Сезон" Виталий Яковлевич Пейсахович сразу определил три направления, интересующие его в плане обеспеченности города энергией и связью:
- в какой мере существующая нагрузка города соответствует установленной мощности центральной электроподстанции "Моршанская"?
В какой мере имеется запас или дефицит мощности на этой подстанции?
Какие требуются мероприятия для того, чтобы, если дефицит имеется, его устранить?
- в какой мере существующий расход газа городскими потребителями соответствует пропускной способности газопровода и центральной газораспределительной станции, которая стоит на входе в город?
Какие имеются возможности по повышению давления газа до расчетного (как правило, все газопроводы работают на давлении, пониженном по сравнению с проектным, для того, чтобы можно было покрыть возможный дефицит газа)?
- по связи: в какой мере удовлетворены потребности города в услугах связи?
Каковы пути развития?
Главный специалист ООО "Сезон" по водоснабжению и канализации Татьяна Николаевна Александровская доложила собравшимся современное положение дел с обеспечением города водой и системами канализации. Она также запросила мнение местных специалистов о перспективных путях развития данной сферы, отраженных в проекте генплана.
В настоящее время водоснабжение города, как пояснила Татьяна Николаевна, осуществляется через децентрализованную систему из отдельно расположенных скважин в разных частях города. Такая система не позволяет создать определенные технологические условия для эксплуатации скважин, и, в первую очередь, в плане оперативности подачи воды в распределительную сеть.
Татьяна Николаевна напомнила собравшимся о том, что во время строительства газопровода Уренгой-Помары-Ужгород на нашей территории газовики проводили исследования подземных запасов воды и указали место, оптимальное для единого водозабора. Впоследствии так получилось, что на этом месте решено было разместить городское кладбище.
В новом проекте генплана предусмотрено место для единого водозабора в северной части города. Запасов воды в этом районе вполне достаточно для обеспечения города по существующим нормам -15 тыс. куб. м в сутки (нынешняя система выдает потребителям 7,5-8 тыс. куб. м). Водозабор должен состоять из 15 скважин, глубиной по 150 м, станции обезжелезивания и станции обеззараживания воды.
На этот момент глава города Г.В.Калинин рекомендовал обратить особое внимание соответствующим службам с тем, чтобы после утверждения проекта генплана подготовить проект строительства такого водозабора и водоводов от него. Такой проект можно представить в управление инвестиций администрации области, которое занимается реализацией федеральной программы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, и добиться финансирования строительства из федерального бюджета.
Есть сложности и с системой городской канализации. Существующие очистные сооружения рассчитаны на прием 18 тыс. куб. м стоков в сутки. Часть имущественного комплекса системы очистных сооружений в дальнейшем можно модернизировать в соответствии с действующими СНиПами. А решение вопроса о финансировании капитальных вложений можно найти опять же в федеральных программах.
Как одно из важных направлений приложения сил Т.Н.Александровская предложила рассмотрение вопроса о строительстве современного полигона по переработке, переборке, хранению и утилизации твердых бытовых отходов.
Поскольку количество твердых бытовых отходов в нашем городе сравнительно невелико - 65-68 тыс. куб. м в год - на совещании обсуждался вариант и со сжиганием уже пересортированного остатка от мусора, и с конечной стадией в виде транспортировки этого остатка на более крупные полигоны для захоронения.
Доложили проектировщики и о перспективах развития транспортной инфраструктуры нашего города. Здесь ситуация должна быть четко согласована с требованиями областного руководства. В настоящее время все транспортное сообщение по маршруту Тамбов-Шацк и по другим направлениям осуществляется через центр города, через его историческую часть. Такое положение дел не только не улучшает экологическую обстановку в Моршанске, но и входит в противоречие с установками, данными в находящейся сейчас на утверждении "Схеме территориального планирования Тамбовской области". Одним из перспективных положений данной схемы является оснащение всех городов области объездными дорогами,
Объездная дорога городу действительно необходима. И дело даже не в том, что транзитный транспорт (по большей части - крупнотоннажный) будет проходить, минуя центр города (а это скажется, в числе прочего, и на сохранности дорожного покрытия в городе). Главное преимущество наличия у нас такой дороги заключается в том, что будет задействована промышленная зона в районе поселка Химмаш. Создастся транспортно-промышлейный узел, включающий в себя и железную дорогу, и автомобильную, и при этом удобно привязанный к промышленным предприятиям.
Есть одно "но", которое на ближайшую перспективу перечеркивает все "за". Проблема заключается в том, что сразу за территорией промышленной зоны начинается территория, принадлежащая Министерству обороны РФ. Аэродром, находящийся на этой земле, нельзя обойти "ни под, ни над землей" - только вокруг, а это уже будет на очень приличном расстоянии от города и, соответственно, от его промышленной зоны.
Так что этот вопрос пока нуждается в дальнейшей серьезной проработке.
С комментариями и вопросами к проектировщикам выступил главный архитектор области И.Л.Новопавловский. Он высказал пожелания к разработчикам проекта генплана, касающиеся соблюдения единства подходов в проектировании между областью и городом Моршанск. Велением времени сегодня является развитие промышленности. Но так как демографическая ситуация в регионе пока только лишь начинает проявлять признаки стабилизации и население по-прежнему уменьшается, при перспективном планировании нужно учитывать возможность задействования в развивающейся экономике города жителей близлежащих сельских населенных пунктов. На селе пока еще остро ощущается дефицит рабочих мест, и перспектива для сельчан жить на селе, а работать в городе должна быть более доступной и удобной. По крайней мере, в плане дорожно-транспортной обеспеченности.
Необходимо помнить еще и об историческом облике города. В Моршанске масса исторических и архитектурных памятников, и это обязательно нужно учитывать при детальной планировке нового строительства. Можно сказать, что генеральное планирование, это своего рода декларация о намерениях. Для того и собираются подобные совещания с представителями всех заинтересованных ведомств, чтобы учесть при разработке проекта существующее положение вещей, улучшить ситуацию с паи меньшими затратами. Вот и в данном случае в процессе обсуждения проекта генерального плана в дискуссии участвовал начальник территориального отдела Роспотреб надзора К.А.Ланкин, который высказал свое мнение по поводу плана централизации водоснабжения города. По его словам, децентрализованная система, конечно же, не позволяет с наименьшими финансовыми затратами получить качественную питьевую воду в водопроводной сети города. Как специалист, он не имеет никаких возражений против централизованной системы, но децентрализованная система позволяет избегать глобальных аварий. Если выйдет из строя один небольшой водозабор, обеспечивающий только часть территории города, то эта ситуация как-то еще поправима. А представьте себе, что будет, если выйдет из строя единственный в городе центральный водозабор (сломался сам, поврежден умышленно и т. д.)
Еще один спорный момент проекта, по мнению К.А.Ланкина, это сохранение на дальнейшую перспективу бестарного метода очистки города от твердых бытовых отходов. Если вопрос с размещением контейнерных площадок еще как-то решается, и худо-бедно этот метод очистки работает, то бестарный метод (т. е. сбор мусора жителями непосредственно в мусоро-сборочную машину) до сегодняшнего дня доказывал только свою неэффективность. Этот метод давно уже изжил себя, и от него необходимо отказываться полностью. Вопросы есть, проблемы имеются сейчас, и будут возникать в дальнейшем. Отрадно то, что у нынешнего руководства города есть желание их решать, есть желание проводить совместный диалог с жителями, с местными структурами федеральных органов власти, прислушиваться к мнению заинтересованных ведомств и искать совместные пути решения проблем в жизни города.
Кстати, главный архитектор области И.Л.Новопавловский отметил тот факт, что Моршанск, занимаясь перспективным планированием своей территории, оказался впереди других населенных пунктов области. В настоящее время генеральным планированием, кроме нашего города, занимается лишь областной центр.
О чем это говорит? В первую очередь, о постоянной работе муниципальной власти в сфере улучшения обеспеченности жителей города коммунальными, транс портными и другими услугами. Во-вторых, перспективное генеральное планирование позволяет нашему городу представлять свои проекты для участия в федеральных программах, и, как говорилось выше, рассчитывать на финансирование этих проектов за счет средств федерального бюджета. И, в-третьих, разумеется, любое планирование на перспективу позволяет грамотно распоряжаться имеющимися собственными материальными, людскими, финансовыми ресурсами, работать осознанно, не хаотично, грамотно расставлять приоритеты.
Сделать предстоит еще много, но, главное, что руководство города видит поставленные задачи одними из главных составляющих процесса социально-экономического развития нашего региона. A если есть начало работы, то будет и ее продолжение. |