О ее детстве и юности - кратко: родилась и училась в селе Серповое, росла в семье Героя Социалистического Труда, знатного животновода Н.Е.Мариной (Нина Евдокимовна - любимая, дорогая мамочка Антонины Александровны). Тягу к лицедейству ощущала всегда (говорит, что родилась с ней), уже в 6 классе зачитывалась специальной литературой по актерскому мастерству, режиссуре, самозабвенно репетировала перед зеркалом, но, окончив десятилетку, сдала экзамены в… Пензенский политехнический институт. Это была, если хотите, уступка матери, родне, но сама Антонина, конечно же, инженером-конструктором себя не ощущала. Промучившись три курса, совершила решительный поступок - забрала документы и сходу поступила в Тамбовский институт культуры на режиссерско-актерское отделение. По распределению Тоня оказалась на Украине, в Днепропетровской области. Работала художественным руководителем районного ДК. В конце 70-х с маленькой дочуркой на руках и кучей разноплановых проблем вернулась домой, в Серповое. Должность художественного руководителя сельского Дома культуры оказалась вакантной, и Антонина с великим энтузиазмом принялась за дело. Работа нравилась, была знакома до мелочей: репетиции, громкие читки, концерты, потом поездки по району, успех, аплодисменты. Все шло, как надо, если бы не одно "но": не с кем было оставить ребенка. И тут случилось маленькое чудо. Юрий Иванович Макаров, в то время директор Моршанского Дома культуры, берет Марину к себе на работу - методистом по работе с молодежью. А в 1988 году директор текстильного техникума Н.С.Сурков предлагает Антонине Александровне должность художественного руководителя. Она (говорит, "совершенно бессовестная"), не долго думая, написала заявление об уходе. Почему? Потому, что техникум обеспечил ее жильем - комнатой в общежитии. И начался в жизни нашей героини знаковый период.
Педагог дополнительного образования Работа с молодежью Мариной - "в кайф" (она так сказала), потому что с ребятами и сама становится моложе, иногда и вовсе превращаясь в ребенка. Всяким провокационным убеждениям, типа: "Молодежь нынче инертная, ленивая", Антонина Александровна не верит, считает, что к юношам и девушкам нужен индивидуальный подход, "чтобы разбудить творческое начало"… Мариной, к счастью, это удается. Она обожает процесс репетиций. Говорит, немного кокетничая, вот, мол, иду на работу - ста-а-ренька-а-я, то тут заболит, то там, а встречусь с ребятами, поработаю с ними, покажу что и как, и уж тем более, сама выйду на сцену, и снова молодая, молодушка! Благодаря творческим способностям Антонины Александровны художественная самодеятельность в техникуме - на должной высоте. Участие студентов-текстильщиков в разнообразных фестивалях, конкурсах и смотрах - самое главное тому подтверждение. Первое, ну, пусть второе места - ежегодно! - за участие в "Студенческой весне" говорят об этом очень убедительно. В прошлом году на городском смотре-конкурсе для участия в подобном мероприятии областного уровня был отобран (выходит, выступил лучше всех, привлек внимание жюри) студент текстильного техникума Александр Милованов, выступавший в оригинальном жанре. Антонина Александровна гордится: в Тамбове парня тоже признали сильнейшим и командировали уже в Волгоград, на межрегиональный фестиваль! Представляете?! Город-герой, Малахов курган, Волга, широкие бульвары, в слепящих огнях иллюминации - сцена, молодые ребята из разных-разных уголков России и среди них - наш, моршанский, Саша Милованов! Нет, он не занял первых мест, но приз зрительских симпатий достался именно ему. Значит, Саша сумел-таки зацепить избалованную публику, значит, есть у него "изюминка", есть талант. Отлично, что Антонина Александровна разглядела парнишку среди других студентов, помогла творчески развиваться, совершенствоваться. Замечательные концерты художественная самодеятельность техникума готовит к праздничным датам. Накануне 9 Мая - это, как правило, исполнение военных, хватающих за душу песен. Ветераны потом долго благодарят Антонину Александровну при встречах: "Спасибо, спасибо! Надо же, наша молодежь знает старинные фронтовые песни!". В приобщении ребят к истории страны, к развитию высоких патриотических чувств немалая заслуга А.А.Мариной очевидна. В 1998 году ей предложили работу в юношеской театральной студии при Моршанском народном театре. Марина работать согласилась, но с условием - на базе Моршанского текстильного техникума. Конечно, ей пошли навстречу. "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина - одно из самых любимых драматических произведений Антонины Александровны. Вот на него-то и решила "замахнуться" она в качестве первого опыта. Она вспоминает, что ребята были классные, хорошие, и дон Гуан был настоящий дон Гуан ("Ах, если бы юноша подарил себя искусству, оно бы приобрело в его лице замечательного актера!", - вздыхает Антонина Александровна), и донна Анна - настоящая донна Анна. И была уже сделана половина спектакля, как вдруг случилось ЧП: заболела мама, попала в беду, и ее талантливая, отзывчивая на чужую боль дочка вынуждена была проводить около нее очень-очень много времени. На драматический кружок его, увы, уже не оставалось. ...Однажды Антонина Александровна - совершенно случайно - зашла в городской отдел культуры. И абсолютно неожиданно для себя услышала следующее предложение: "Послушай, а ты не могла бы… Есть почти готовый спектакль - "Забайкальская кадриль", работы осталось на две недели… Доделай, пожалуйста, жалко бросать, актеры много работали…". Марина подумала про себя: "Двумя неделями, конечно, не обойдешься, но за два месяца, может, и справлюсь". Так началась для нее эта "авантюра" (по определению самой Антонины Александровны), так и стала она режиссером. Режиссер народного театра Вот, скажем так, послужной список Мариной (она отлично, до деталей, помнит все свои спектакли): за "Забайкальской кадрилью" последовала "Беда от нежного сердца", потом "Женитьба" ("Гоголь! Обожаю!"), "Воздушный поцелуй", "Похоронок не было", бенефис Владимира Шейнфельда (актера, который 35 лет предан и верен народному театру), "Святой и грешный", "Собака на сене", "История города N.", "Голый король"… Спросила, какой из них самый любимый. Думала, услышу обычное: "Трудно сказать, потому что все люблю одинаково", но ответ был честным, конкретным: "Похоронок не было". Мне тут же объяснили, почему: "Знаете, очень хотелось к юбилею Победы поставить пьесу Розова "Вечно живые". Увы, по техническим причинам, из-за ограниченных возможностей нашей сцены, мечте не суждено было осуществиться. Что делать?! Искала, мучилась и, наконец, нашла то, что нужно. Читала пьесу первый раз и рыдала. Потом, думаю, прочитаю-ка я ее своим актерам, как-то они воспримут произведение (бывает, режиссера пьеса трогает, артистов - нет)? И вот читка закончилась, все сидят потрясенные, женщины - на слезах, мужчины тоже носами хлюпают. Значит, решила я, берем!" В первую очередь режиссер ставила пьесу для тех, кто прошел войну, для ветеранов. Для своей мамы, Нины Евдокимовны, в том числе. Потому что в 1941 году девочке Нине исполнилось 12 лет, а она - наравне со взрослыми - «вкалывала» на сельхозработах, колола дрова, чтобы протопить школу… Деткам тогда говорили: "Это нужно для фронта!" И ребята не плакали, трудились, как все, приближали Победу. "Вы знаете, что в этом году Моршанскому народному театру исполняется 50 лет?" - неожиданно спросила Антонина Александровна. "Нет, - пожала плечами, - не знаю". "Будем отмечать юбилей в середине апреля. Очень многое предстоит сделать: встретиться с актерами-ветеранами, поговорить, пригласить. Нужно время, а так его не хватает! Вот замечательные актрисы - С.А.Стрельцова, Р.К.Никашина - 55 лет на сцене! И продолжают играть, творить, радовать! А какие жизнелюбивые - это в свои почти 80 лет! Я беру с них пример, они для меня эталон, и не только творческого пути, но и жизненного… Коллектив театра - мои дорогие, самые любимые люди! Ирина Храмова, Павел Демидов, Валерка Храпов, Лена Володина, Володя Шейнфельд, Инна Сидорова, Маша Рогожкина, Костя Левин, Лена Чеверикина… Господи! Как не любить этих людей!" - в голосе Мариной - теплота, нежность. Этот монолог невозможно слушать без душевного отклика, без душевного трепета. Однозначно: говорить так - столь прочувствованно, высоко! - могут только очень искренние, открытые люди. Думаю, актеры платят режиссеру той же монетой: любят, уважают, ценят. И разве может быть иначе, если при выборе пьесы Антонина Александровна учитывает (по крайней мере, старается учитывать) пожелания и вкусы всей театральной труппы; если, распределяя роли, всегда готова "обездолить" себя в пользу артистов ("Знаю, как народ хочет играть!"). При огромной, неизбывной любви к острохарактерным персонажам (в институте Мариной прочили будущее комедийной актрисы) роли вроде "Кушать подано!" она всегда берет себе. …Наша встреча в редакции была запланирована в минувший вторник, в 15.30. Антонина Александровна появилась в кабинете в 16.00. "Извините! Опоздала! Была в администрации, обсуждали грядущие планы…". Их у Мариной - громадье: выпускной вечер в текстильном техникуме, посвященный женщинам концерт к 8 Марта, мероприятие "Мелодии солдатского сердца", фестиваль "Студенческая весна", КВН и так далее, и тому подобное. Как она все успевает? Что помогает ей оставаться энергичной, деятельной, по-женски привлекательной? Кроме прочего, о чем уже рассказала, еще и несомненная, физически осязаемая положительная энергетика. Окружающим - родным, друзьям, ученикам - с ней тепло и уютно. Уж такой это приятный, улыбчивый человек. Лозунг, с которым она идет по жизни, тоже жизнеутверждающий: "Тоня! Не унывать! Радоваться жизни!" Так она и живет. Радуется. Не унывает. Умеет подмечать светлое. Верит в хорошее. Н. ЧУЖЕНЬКОВА. |