О том, что летом 1904 года Моршанск посетил последний русский император Николай II, теперь известно многим, и в первую очередь благодаря публикациям в "Согласии". Об этом событии газета писала неоднократно. Вот цитата из большого интересного материала "Сокровища моршанского музея" (1996 год, авторы Т.Бовина, И. Озарнов): "Огромное впечатление произвел наш собор на Государя Императора. 25 ноября 1907 года (?! - Прим. ред.) в этом святом храме было исполнено торжественное богослужение по случаю 50-летнего юбилея собора. Вот на этом юбилее и присутствовал Государь Николай Александрович". В другой публикации "Торжествуй же, истина, над беспамятством" (1994 год, И. Озарнов) написано так: "Сев 26 июля 1904 года (по новому стилю 8 августа) в поезд, император уже в 8 часов утра следующего дня был в Коломне… Следующая остановка на Московско-Рязанской железной дороге - город Моршанск". Основываясь на документах, хранящихся в Моршанском историко-художественном музее, не раз рассказывала о возведении, поругании и возрождении Свято-Троицкого собора и автор нынешней статьи, ошибочно указывая в своих материалах ту же дату - 26 июля (по старому стилю) или 8 августа 1904 года. Но вот месяца два назад мне на глаза попалась книга "Дневники последнего русского императора Николая II". Скрупулезно фиксировавший все случившиеся в течение дня события, Николай Александрович записал в тетрадь и впечатления от визита в наш город. Но прежде, думаю, необходимо рассказать о том, какими обстоятельствами была вызвана данная поездка.
Николай II приезжал в Моршанск не в августе, а в июле 1904 года...
* * * Для Российской империи 1904 год складывался весьма непросто. На фоне революционного подъема народных масс, предшествовавшего известным событиям 1905-1907 гг., Россия вела неудачную для себя войну с Японией. В стране для отправки на Восточный фронт мобилизовались все новые и новые части. Так вот, для поднятия боевого духа солдат и офицеров Николай II и отправился лично в поездку по России. А теперь процитируем самого государя: "27 июня. Воскресенье. В 8 час. утра прибыли в Коломну. На поле почти у самой станции был небольшой парад. Представлялись: 5-й и 6-й Вост.-Сиб. саперные батальоны и 5-й мортирный артиллерийский полк. Толпа себя вела бурно, всюду залезала и очень мешала. В 9 час. отправились дальше. Дядя Сергей сел в поезд в Москве. Погода стояла теплая и ветреная. В 5 час. приехали в Моршанск. Отслушав молебен в соборе, поехал с Мишей за город к красивому лесу, перед которым был парад. Здесь великолепно представлялись две резервные мобилизованные бригады. Полки: 219-й пех. Юхновский, 220-й Епифанский, 287-й Тарусский и 288-й Куликовский. Выправка, равнение, тишина в строю и церем. марш были поразительны - радостно было смотреть. Расстались с д. Сергеем и поехали дальше. А.С.Долгорукий обедал с нами до след. станции". Необходимые пояснения: дядя Сергей - великий князь Сергей Александрович. Спустя несколько лет он погибнет от бомбы, брошенной в него революционером. . Миша - младший брат государя, великий князь Михаил Александрович, вместе с личным секретарем-англичанином расстрелян большевиками 13 июня в Перми, раньше, чем был казнен его старший брат. А.С.Долгорукий - князь, состоявший при императрице Марии Федоровне. Умер в 1912 году. * * * Теперь обращаю ваше внимание на дату. Запись о пребывании в Моршанске была сделана в дневнике 27 июня 1904 года по старому стилю - подчеркиваю, июня, не июля. Произведя нехитрые математические вычисления по переводу старого стиля в новый (плюс 13), делаем вывод: Николай Александрович прибыл в Моршанск 9 июля 1904 года (по новому стилю). Напрашивается вывод, что ошибочные сведения, хранящиеся в музейных документах (дата приезда - 26 июля по ст. стилю или 8 августа по новому), вызваны следующим обстоятельством: сделанная запись со временем поистерлась, стала плохо читаться. Так и поменяли букву "н" на букву "л", так и получился вместо июня июль. Впрочем, можно говорить и о другой причине: очевидцев столь значительного для города события могла попросту подвести память…
Выехав из Моршанска, в 8 часов утра 28 июня Николай II прибыл в Пензу и сразу же отправился к месту парада. В нем участвовали 213-й Оровайский, 216-й Инсарский, 281-й Дрисский и 284-й Чембарский полки. Затем государь побывал в Кузнецке (встреча с военными частями от Саратовской губернии), в Сызрани, Уфе, Златоусте, Самаре. 2 июля царский поезд прибыл в Тамбов: "2 июля. Пятница. Проснулись чудным жарким утром. В 10 1/2 приехали в Тамбов. Дядя Сергей был на станции; в зале 1-го кл. была встреча. Посетив собор, поехали на превосходное поле для парада, где представились: 217-й пех. Кромский, 218-й Борисоглебский, 285-й Мценский и 286-й Кирсановский, а также 2 маршевые эскадрона Нежинского и Чернигов. драг. полков. Все части я нашел в отличном порядке. Между запасными нижними чинами видел много знакомых из служивших в Сводно-Гвардейском батальоне; масса также из моего Московского полка. В час сели в поезд с платформы в поле и уехали при здоровой жаре. День стоял дивный". На другой день Николай II был уже в Петергофе, в кругу любимых домочадцев, "с отрадным чувством от всего увиденного и с умиленным благодарением Господу Богу за все его милости". А 5 июля он вновь отправился в поездку по городам Ст. Русса, Новгород. Государь опять принимал военные парады, а также посетил Новгородский кремль и "древний Софийский собор". Вечером 6 июля Николай II сделал в своем дневнике следующую запись: "Всеми смотрами остался очень доволен и в особенности видом людей. Сравнивая все, что я видел за обе последние поездки, должен признать, что меня всего больше поразили резервные дивизии в Моршанске и Тамбове!". Читать эти строки, безусловно, приятно, тем более, известно, как тщательно и основательно готовились моршанцы к визиту государя-императора. * * * В публикации И.Озарнова "Торжествуй же, истина, над беспамятством" написано: "Вымывался до зеркального блеска и без того чистый вокзал. Были надраены до золотого перелива медные дверные ручки, вокзальный колокол весь сиял. На улицах вывесили множество государственных флагов и символик… Здание вокзала было украшено большим портретом царя и цветочными гирляндами. На куполе трепетал российский флаг".
…Император со свитой подъехал к Свято-Троицкому собору. В храме начался молебен - с поминовения за здравие членов императорской фамилии. Был Николай II и в старом Софийском соборе, потом возложил венок к памятнику Екатерине II в городском саду и отправился на кочетовский луг, впоследствии прозванный народом "Царский". Здесь, на поле, государю представлялось готовое к отправке на Дальний Восток войско из 16 тысяч человек. Если судить по хранящимся в музее фотографиям, для государя устроили шатер, украшенный цветочными гирляндами и обставленный фикусами и пальмами в кадках. Вокруг шатра расположились земские старосты в черных балахонах с медалями и светские дамы в нарядных летних туалетах. Поодаль держались офицеры с шашками и жандармы. По бокам от шатра государя поставили два навеса в виде трибун для почетных гостей и украсили их гирляндами флажков… Моршанские полки шли ровными рядами: винтовки на плечо, равнение - на государя. Впереди - офицеры с шашками наголо. На коне среди комсостава, - человек в белой фуражке, по-видимому, великий князь Михаил. Царь разъезжал по полю перед строем солдат впереди всех на черном рысаке, оркестры играли полковые марши и "Боже, царя храни". Государя сопровождала личная охрана - три высоких сильных кубанских казака. По окончании парада государя пригласили на обед в дом купца Смесова (гуманитарный колледж) а потом, уже глубокой ночью, он отбыл из Моршанска в Пензу. О дальнейшем маршруте его поездки я написала выше. Некоторое время спустя на собранные народом деньги в Свято-Троицком соборе установили памятную мраморную плиту, надпись на которой гласила, что храм, построенный с соизволения императора Николая I, удостоил своим посещением император Николай II. Правда, вскоре после революционных событий 1917 года эту мраморную доску уничтожили, разбили. Однако память о визите Николая II в Моршанск из памяти народа вытравить так и не удалось. Н. ЧУЖЕНЬКОВА.
P.S. Вскоре по возвращении в Петергоф, к императрице и четырем дочкам, 30 июля 1904 года (по ст. стилю) у венценосной четы родился долгожданный наследник престола, сын Алексей. Думаю, что, находясь в Моршанске, император не раз обращался в мыслях к своей любимой супруге, надеясь на рождение мальчика-престолонаследника. |