Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 20.04.2024, 04:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Стихи поэтов города Моршанска
Стихи моршанскийх поэтов, да и не моршанских, писавших о Моршанске, о его природе, людях.
Новости Моршанска
Всё что касается политики, общества, финансов в Моршанске
Очерки о земле Моршанской
Исторические прошлое и современный Моршанск. дела и люди.
Садовое цветоводство
Всё о цветах в саду и на даче
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2008 » Декабрь » 20 » Церковь Николая Чудотворца слободы Базево
Церковь Николая Чудотворца слободы Базево
21:33

«Храм на Базиеве один...»

Одной из окраинных слобод, издревле составлявших пригород Моршанска, была слобода Базиевская, Николаевский храм которой располагался от границы собственно города на расстояние в одну версту. Престол церкви -один из самых древних в Моршанске. Первое упоминание о расположенном здесь храме мы находим в датированной 1736 годом "Летописи об основании села Морши", составленной диаконом церкви в Барашеве Тимофеем: "Храм на Базиеве один, деревянный, дубового леса, крыт тесом, с папертью, колокольня дубовая не отделена, кресты железные на обоих (главах). Во имя Святого Николая Угодника Божия...".

К 1828 году приход в Базиевской слободе состоял из 172 дворов, 100 из которых принадлежали Дворцовому ведомству, а остальные - фавориту и камердинеру императора Павла I графу Кутайсову. Все жители были крестьянами, общее их число составляло 1425 человек. Приход окормлял церковный причт из священника, диакона, дьячка и пономаря. В то время в населенных пунктах нередко случались пожары. 22 августа 1845 года случился пожар и в Базиеве, который нанес церкви сильный урон: сгорели св. престол, жертвенник, третий ярус иконостаса... В огне пострадали колокольня, три колокола и библиотека. Уцелевшее церковное имущество по решению епархиальных властей было передано в Феодоровскую церковь на купеческом кладбище.

В 1848 году поверенные от жителей слободы крепостные крестьяне деревни Коршуновка Петр Парашкин и Аюим Чернов обратились к епархиальным властям с просьбой "выдать сборную книгу... на постройку в той слободе здания деревянной церкви". Большое участие в этом святом деле приняли приходской священник о. Иоанн Курганский и вероятно ктитор крестьянин Николай Малин. Строительство нового здания храма на собранные прихожанами средства проходило быстро. Уже в 1851 году жители слободы обратились к руководству епархии с прошением о награждении священника Иоанна Петровича Курганского и крепостного крестьянина Николая Ивановича Малина "за скорую постройку церкви".

Архитектура церкви получилась приятная для глаз, но незамысловатая, называемая специалистами "кораблик", где купол - "восьмерик на четверике", алтарь, собственно храм и колокольня располагаются на одной оси. Подобных церквей на Руси было великое множество. Новый однопрестольный деревянный храм был освящен в 1852 году, как и прежний, во имя Святого Николая Чудотворца. "Здание было деревянным с колокольнею.  Утвари было достаточно. В штате был один священник и псаломщик, которые выполняли к тому же и все требы". При церкви появилась небольшая библиотека, состоявшая из полного собрания богослужебных книг, книг воскресных чтений, поучений и др. К храму было приписано 35 десятин земли.

В 1888 году холодная до того времени церковь была утеплена,

обита внутри войлоком, оштукатурена алебастром. Впоследствии стены были расписаны на средства приходского священника о. Михаила Рождественского. Живопись была простой, но красивой, возможно, кисти местных художников-самородков. По-видимому, местными умельцами был изготовлен и трехъярусный столярной работы иконостас: его украшала редкая, с имитацией позолоты, резьба на белом фоне. Полы были некрашеные. Отопление производилось двумя цилиндрическими печами, располагавшимися в трапезной. Еще одна небольшая печка была сложена прямо в алтаре.

Если церковь в Базиеве была маленькой и деревянной, то школа при ней являлась одной из лучших среди приходских во всем городе. Начало ее работы относится к 1891 году. Обучением детей занимался причт Николаевской церкви, заведующим и законоучителем стал настоятель храма священник Михаил Васильевич Рождественский.

Наряду с приходской школой при Никольской церкви в 1894 году было создано Общество трезвости. Его члены торжественно взяли на себя обет навсегда покончить с употреблением спиртного и распространять духовную литературу.

 

Годы поругания и разграбления

В 1930-е годы Базиевский храм, так и не познавший ереси обновленчества, стал сосредоточием монашества из разоренных обителей. Наверное, прежде никто и предположить не мог, что в Базевской Никольской церкви будет Кафедра Моршанского епископа, столь мал и скромен был храм. Кафедральной Никольская церковь стала при Владыке Серапионе (Шеваляевском) осенью 1930 года. В Никольской церкви служили и трое последующих Владык, до упразднения Моршанской Епархии в конце 1937 года.

В тот страшный год скромная Никольская церковь была поистине самым настоящим светильником, к которому тянулись самые разные люди. Окрест повсеместно закрывались храмы, их бывшие служители переселялись в город, где посещали приход Никольского храма. Некоторые из них были арестованы и расстреляны. Последним священником церкви перед ее закрытием в 1938 году стал о. Сергий (Сергей Константинович Иванов), в 1938 году он был предан смерти через расстрел. Вероятно, вскоре после ареста протоиерея Иванова Никольский храм и закрылся.

Разрушение церкви началось практически сразу по ее закрытию. Уже в 1939 году у храма оказались наглухо забиты досками все окна купола, местами побиты стекла внизу, украдены иконы, церковные книги, утварь... Когда началась война, в ограбленном и оскверненном храме разместились мастерские по ремонту двигателей самолетов КУ-2 (кукурузников). Так продолжалось три года, пока мастерскую не перевели в другое место.

И вновь началось разграбление храма. Известен следующий факт: мальчишки нашли в церкви чудом уцелевший сундук, полный церковных книг, а также снятые паникадила. Светильники разобрали и отнесли в пункт приема цветных металлов, а книги сожгли.

Слава Богу, новое поругание храма продолжалось недолго. По стране пошла волна открытия храмов, нашлись смелые верующие люди, которые не побоялись выступить инициаторами открытия Никольской церкви. Прося разрешения возродить храм, верующие писали в Святейший Синод, в Тамбовскую епархию, в местные органы власти. Чтобы не допустить новых краж из храма, прихожане стали добровольно охранять его, организовали дежурства. Вид у церкви был плачевный: все стекла выбиты, облицовка снаружи и железо на кровле местами сорвана, ограда большей частью отсутствовала, креста на луковице не было, территория захламлена. Очень много для открытия храма сделали его прихожане Н.А.Тренин и И.П.Кирюшатов.

Верующие ходили по домам и собирали пожертвования на храм: не только деньги, но и доски, листы железа, стекла, гвозди, иконы, церковные книги и т.д. Слава Богу, часть убранства церкви вернулась на свои места.

 

Новая жизнь церкви

 

Вот настал торжественный первой службы (1944 год). Первым настоятелем вновь открытой церкви назначили протоиерея Николая Васильевича Богоявленского. Когда храм освящал архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), собралось такое количество людей, которое не могло разместиться в церкви. Люди стояли и плакали, не веря, что чудо свершилось. Прилегающая к церкви площадь была заполнена народом полностью, и Владыка благословлял его с паперти.

В 1953 году сослужащим священником в храм поступил иерей Павел Яковлевич Гулынин, вернувшийся из 10-летней ссылки на Колыму. Своей искренностью он сразу приковал к себе внимание прихожан и подвижников того времени, ставших у него духовно окормляться. Большие ремонтные работы, в том числе строительство теплого левого Казанского (1957 год - для таинства исповеди) и правого Петра и Павла (1959 год - для отпевания) приделов, а также роспись, были произведены во время настоятельства протоиерея о. Павла Семеновича Торопцева. В 1958 году Никольскую церковь благоустроили, покрасили масляными красками. Внутри она была расписана изображениями святых и красивыми орнаментами.

В 1970-е годы территорию вокруг храма огородили металлической оградой простой сварной работы. В начале лета 1987 года ее сменила более высокая и более величественная ограда, установленная к празднованию 1000-летия крещения Руси.

Основной трехъярусный иконостас в храме долгое время оставался самых непритязательных форм с очень скудными украшениями. В резные ажурные одежды его "нарядили" в конце 1970-х годов во время настоятельства о. Павла Яковлевича Гулынина. Впоследствии, в начале 1980-х годов, в московских мастерских были заказаны резные сени на плащаницы, сени с рамами на иконы Покрова Божьей Матери и "Всех скорбящих Радость" у иконостаса, а также большая рама на образ Святителя Николая и аналои...

В 1989 году Великим постом храм пережил большой ремонт, во время которого была полностью переписана выполненная в 1950-х годах роспись по ДВП, причем с изменением сюжета.

К сожалению, долгие годы Никольская церковь оставалась слабоголосой, и потому Пасха 2001 года стала для ее прихожан вдвойне радостной. В Великий Четверг на колокольне вешали новый колокол весом 200 килограммов. Он был -изготовлен на заводе В.Н.Анисимова в Воронеже. Колокол подарен церкви руководством Моршанской табачной фабрики. Таким образом, сформировался неплохой звукоряд из 6 колоколов. И первый раз за многие десятилетия поплыл над Базевом красивый и мощный колокольный звон.

 

Долгие годы настоятелем Никольского храма был протоиерей Александр Чернышев. За многие годы служения Богу он снискал искреннюю любовь и уважение тысяч верующих моршанцев. 8 февраля 2008 года он отошел ко Господу. Ныне у церкви новый настоятель - о. Сергий (протоиерей Сергей Медведев).

 

На месте престола

Всякий, кто хоть раз бывал в Никольской     церкви,  обязательно обращал   внимание на часовню, которая расположена напротив нее. Она построена как киворий  и предназначалась для молитв и восприятия снаружи. Ниши с иконами были обращены на все четыре стороны. До революции эта часовенка очень почиталась. Всяк проходящий мимо вначале крестился на сам храм, а потом клал поясной поклон на часовню. Перед образом Николая  Чудотворца горела неугасимая лампада, а сама, икона, по некоторым данным, извлекалась из киота и участвовала во всех крестных ходах  и молебнах церкви.      После   закрытия   Базевской церкви часовенка подверглась поруганию и разорению. Когда церковь стали готовить к открытию, часовенка,   как   и   храм, представляла     плачевное зрелище: изгородь отсутствовала, сорванная крыша, луковица без креста, пустые   глазницы   ниш   для икон. Все пришлось обновлять.  Образа вставляли те,  что имели в наличии. Снаружи часовенку обнесли обычным деревянным   штакетником.   Никольский храм без нее представить уже невозможно.

Народное предание построение часовни упорно связывает со знаменитой передвижкой церкви. Случилось это весной 1812 года в слободе Базиево усилиями простого люда и точностью расчета русского крестьянина Дмитрия Петрова. На новое место встала наполненная молящимися людьми церковь Николая Чудотворца. По воспоминаниям, часовня стоит на том самом месте, где раньше в храме - находился престол. Часовню возвели для того, чтобы святое место, где приносилась бескровная жертва и где Ангел Господен будет пребывать до Второго Пришествия, "не попиралось ногами, и псы по нему не бегали, и скотина не ходила".

...Судьба церкви складывалась непросто. Но, вспоминая о богатой истории храма, о подвижниках, способствующих его возрождению, с уверенностью можно сказать, что впереди у церкви - годы и годы молитвенных обращений к Господу Богу, годы служения Православию и прихожанам.

(Материал представлен Никольским храмом).

 

 

 

 

Категория: Очерки о земле Моршанской | Просмотров: 2112 | Добавил: Иноземец
Форма входа

Поиск



Календарь
«  Декабрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей


Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz