За городом Моршанском вода в реке Цне изумрудного цвета, небо на закате лиловое, а на рассвете оранжевое. А от села Новотомниково вообще начинается какая-то особая страна, вернее кусочек территории между реками Цной, Шачей и Вышей, где время как будто застыло на месте - стоит и не движется. Кажется, что здесь сам воздух пропитан легендами и преданиями. Если вы попадете в село Альдия Моршанского района, вам обязательно расскажут, что названо оно в честь любимой лошади одного из представителей рода Воронцовых-Дашковых, которая утонула в местном пруду. Пробираясь дальше на восток, к Раевке услышите повесть о девке Акулине Родиной, которую будто бы подхватил вихрь и носил над землей, пока не опустил целой и невредимой, после чего она начала творить чудеса. И, наконец, в Николаевке поведают историю о слепой Дуне и змии, приползавшем к ней каждую ночь на постель. Но самая красивая легенда, бытующая среди местных жителей, - о Быковой Горе. Рассказывают, что есть такая гора - где-то там, на севере, где Выша сливается с Цной. А на горе той стоит замок хозяйки тех мест - Александры Николаевны Нарышкиной. Сама Александра Николаевна урождена была Чичериной, но имя ее прочно связано с дворянской фамилией Нарышкиных.
А.Н. Нарышкина
Род Нарышкиных возвысился при царе Алексее Михайловиче, породнившись с царской семьей через Наталью Нарышкину, которая стала матерью Петра Великого. С тех самых пор Нарышкины всегда состояли при дворе на царской службе. К XVIII - XIX векам разросшийся Нарышкинский род владел вотчинами в Шацком, Моршанском, Козловском и Кирсановском уездах Тамбовской губернии. Со временем многие земли были для носителей этой фамилии потеряны. Так, в 1850-х годах они продали Пашкову самое крупное имение Каменку в Моршанском уезде, а после смерти Сергея Кирилловича Нарышкина вотчины Борки и Кермись в Шацком уезде перешли к его племяннику Башмакову. Однако в том же Шацком уезде, (теперь Рязанская область) оставалась еще Быкова Гора, принадлежавшая Эммануилу Дмитриевичу Нарышкину.
Дом на Быковой горе
В каком году на Горе начали строить дом-замок, сейчас, не располагая документальными материалами, сказать сложно. Очевидно, Эммануил Нарышкин построил его для своей первой жены Екатерины. Известно, что к началу 1870-х годов дом на Горе уже существовал, а в 1870 году построили быковогорскую церковь, освященную в честь святой великомученицы Екатерины. По воспоминаниям современников она была «небольшая по размеру», имела «красивую архитектуру снаружи и благолепное украшение внутри, дубовый резной иконостас, изящные рисунки икон высокой художественной работы». После смерти первой жены Эммануил Дмитриевич женился вторым браком на Александре Николаевне Чичериной, которая позже, в 1882 году, сделалась последней хозяйкой Горы. Лишившись супруга в 1900 году, Александра Нарышкина приезжала сюда летом и осенью. Жила уединенно, в окружении слуг, однако деятельная, кипучая натура ее не терпела покоя, а жаждала деятельности. Наверное, этот лесной край (от Выши до Шацка лес так и называли Нарышкинским) преобразился под ее влиянием, и свет с Горы проник в самые темные уголки его. Удивительным и необычным кажется сейчас: разве может один человек столько сделать, сколько сделала хозяйка Горы? Судите сами. Вот Никольский Черниев монастырь - самый древний в губернии, известен с 1573 года, с 1912 года женский. К его западной стене примыкает добротное, красивое двухэтажное здание из красного кирпича - средняя школа, а в 1912 года - мастерская и приют для девочек, устроенная на средства Нарышкиной. В 1913 году в Шацке открывают епархиальное женское училище, и Александра Николаевна становится его почетной попечительницей, обеспечивает бедных воспитанниц калошами и ботинками, присылает в училище с Быковой Горы две коровы. На ее средства строится церковная школа в селах Эммануиловке и Желанном. Она жертвует на Вышинскую пустынь и даже хочет устроить там больницу. Саму Гору Александра Нарышкина обустраивает как рачительная хозяйка: к 1917 году открыты четыре промышленных заведения, построены 106 жилых и 46 нежилых построек, разведены стада коров и лошадей. Все сведения о Быковой Горе и ее хозяйке хранятся в государственном архиве Тамбовской области, но нашим современникам они почти ни о чем не говорят, - просто информация, и только. Даже само существование загадочной Быковой Горы порой вызывает сомнение.
Участники экспедиции
Мысль посетить Гору, пришла в голову следопытам из исторического клуба «Скимен». В июле 2003 года шестнадцать человек высадились в Новотомникове, чтобы начать «восхождение» на Гору. Шесть дней ушло на то, чтобы добраться до нее через поля и леса, форсируя небольшие реки и переправляясь через заросли осоки и камыша. Особенно тяжелым выдался переход от Черниева до Борков, когда шли почти весь день под палящим солнцем, пытаясь обойти многочисленные в тех местах оросительные каналы. Да и участок от села Ялтуново через лес оказался тяжелым, так как даже сами местные жители не смогли указать точную дорогу на Вышу - пришлось идти, что называется вслепую. Но все трудности остались позади и, добравшись до Вышинской пустыни, мы воспользовались гостеприимством монахинь, переночевав в одном из корпусов монастыря. Нынешний хозяин Быковой Горы - Вышенский Успенский женский монастырь. Он обустроился здесь еще в начале 1990-х гг., но лишь недавно часть монахинь-сестер начала перебираться в саму пустынь. В Выше невольно вспомнились сведения о том, что в сентябре 1886 года сюда приезжали великий князь Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной и братом - великим князем Павлом Александровичем. Они гостили у Нарышкиных и 13 сентября с Быковой Горы пешком ходили в пустынь. Мы повторили в точности их путь от моста, полем через сосновый лес, от которого, собственно, и начинается подъем на Гору. Сама барская усадьба расположена на вершине горы, которая как будто обрывается к берегу реки Цны. Дальше, до самой реки, простирается широкий луг. Отсюда открывается великолепный вид на усадебный дом, темные контуры которого виднеются на фоне буйно разросшегося парка. Дом и вправду представляется небольшим деревянным замком о двух этажах, с одной башенкой, двумя балконами-лоджиями и глубоким каменным подвалом. Он неплохо сохранился, хотя совершенно открыт и любой желающий может войти в него. Большие комнаты с облупившимися стенами еще хранят память о бывших хозяевах дома. Ведь вещи и предметы при желании могут «говорить». Так и кажется, что вот сейчас перед подъездом остановится коляска с молодыми князьями и княжной, только что вернувшимися из Выши, где ласково были приняты настоятелем - архимандритом Аркадием (Честоновым) (он, кстати, до конца жизни хранил в своей келье подаренные ими портреты). Или неторопливо подъедет возок с тамбовским архиепископом Кириллом (Смирновым), посетившим Быкову Гору в 1913 году, чтобы отслужить литургию в быковогорской церкви и панихиду по Эммануилу Дмитриевичу (в тот год отмечалось 100 лет со дня его рождения). Все эти личности - часть легенды о Быковой Горе, которая, будто тихая, едва уловимая песня, слышится в шуме листвы, в вое ветра и щебетанье птиц - легенды об иной реальности, об ином мире, где жили иные люди непонятной нам жизнью. Ничего от них не осталось, только, быть может, фотографии, обрывки каких-то рукописей, дневников - всего того, что интересно порой бывает лишь одним историкам. Но странно! Попадая в этот уголок, ты как будто ощущаешь их присутствие во всем. Быковогорский дом снова наполняется жизнью и на мгновенье, пусть на мгновенье, ты начинаешь понимать реальность иной, ушедшей эпохи, как будто чувства и мысли тех людей остались здесь, в доме-замке. Мы провели на Горе один день и ночь. Ночью, когда уснули самые младшие участники похода (с нами было 12 подростков), трое взрослых покинули комнаты и пришли на полянку перед усадебным домом. С того места была видна Цна, огни соседней деревушки Николаевки и часть парка, за которым проглядывался черный силуэт усадьбы Нарышкиных. Мы разожгли костер и долго обсуждали перипетии прошедшего похода: что удалось узнать и понять, что нет, какие самые яркие впечатления почерпнули, и как здорово было бы совершить куда-нибудь экспедицию в следующем году. Над нами, в ночном небе, мерцали звезды, плыли темные облака, и слабый ветерок шелестел в листьях деревьев. Стал накрапывать дождь. Мы забросали костер песком и отправились спать. В ту ночь нам снились новые дороги, леса и села. Нам снились будущие странствия по безбрежным просторам России, которая скрывает много сказочных мест... О.Ю. Лёвин, церковный историк |